ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 сентября. (По телеграфу от наш. корр.). Это было на одном из участков фронта в районе северо-западнее Сталинграда. Гвардии младший лейтенант Кочетков получил приказ - с 15 гвардейцами занять оборону на скатах высоты. Удержать эту высоту было крайне важно. Малейший отход на этом участке грозил проникновением противника в глубь нашей обороны. В эту минуту здесь не было достаточных сил. Кочеткову и его 15 гвардейцам предстоял тяжелый бой до подхода подкрепления.
К исходу дня горстка храбрецов была атакована отрядом итальянцев. Гвардейцы подпустили врага на близкое расстояние. Гвардии младший сержант Бурдов первым открыл огонь из своего пулемета. Его поддержали бойцы. Почти два вражеских взвода полегло, не дойдя до окопов. Итальянцы вынуждены были откатиться назад. Однако через короткое время, получив подкрепление, они снова пошли в атаку. Четыре раза пытался враг ворваться в окопы гвардейцев и четыре раза терпел поражение.
Вдруг гвардии красноармеец Чирков увидел немцев, идущих на подмогу к итальянцам.
- Без моей команды огня не открывать, - приказал Кочетков.
Все ближе ряды немецких автоматчиков. Уже отчетливо слышны слова их команды. И вот грянули выстрелы гвардейцев. Передние ряды немцев дрогнули, кое-кто из них свалился. Кочетков воспользовался замешательством в рядах врага и повел своих бойцов в контратаку. Оставив много трупов, немцы отхлынули. Больше в течение дня никто не атаковал высоту. Большинство гвардейцев было ранено. Они перевязали свои раны, и никто не ушел с поста.
На рассвете следующего дня к окопам двинулись 12 немецких танков. Никаких средств борьбы с танками, кроме гранат, у наших бойцов не было.
- Гвардейцы! - крикнул Кочетков. - Вспомним 28 панфиловцев. Умрем, но не пропустим врага.
Завязался неравный бой. Первыми же гранатами были подбиты два танка. Остальные, лязгая гусеницами, лезли вперед. Тогда со связками гранат в руках несколько гвардейцев поднялись и бросились к подходящим танкам. Еще два танка вспыхнули, как факелы. Но оставшиеся два, расстреляв вырвавшихся вперед храбрецов, продолжали двигаться на окопы. Из гвардейцев остались в живых только Чирков, Степаненко и Шуктамов. Три героя опоясались гранатами и кинулись под фашистские танки, ценою собственной жизни уничтожив их.
Так, не преклонив головы, погибли геройской смертью гвардии сержант М.А.Шуктамов, гвардии младшие сержанты Г.Ф.Штефан, П.И.Бурдов, И.М.Касьянов, гвардии ефрейторы Н.В.Докучаев, И.И.Гущин, гвардии красноармейцы И.Н.Федосимов, Г.А.Унжаков, А.С.Двоеглазов, В.А.Меркурьев, В.А.Чирков, Н.М.Федотский, А.И.Пуховкин, Н.П.Степаненко, Н.А.Бурдин.
Обо всем этом рассказал подошедшему подкреплению смертельно раненый гвардии младший лейтенант Кочетков. Перед окопами гвардейцев стояли шесть сожженных вражеских танков, валялось до ста трупов немцев и итальянцев.
Стальная воля гвардейцев победила сталь немецких танков. Вечная память героям!
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
КОЧУЮЩИЕ МИНОМЕТЫ
КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 12 сентября. (По телеграфу от наш. корр.). Минометчики N части изыскивают различные способы уничтожения живой силы и техники врага. В последнее время здесь успешно применяются кочующие минометы.
Расчет сержанта Проваторова, действуя таким способом, за короткий срок уничтожил 75 фашистов и 3 вьючные лошади, разрушил землянку и склад. Этот расчет кочевал не только вдоль своего переднего края обороны, но также выдвигался вперед, пользуясь пересеченной местностью.
Минометчики, ведя меткий огонь, умело укрывались в складках местности, скрытно переползали с одного рубежа на другой, быстро меняли огневые позиции. Как ни пытались немцы накрыть огнем артиллерии минометный расчет Проваторова, у них ничего не вышло.
+ + + + + + +
Источник: «Красная звезда» №216, 13 сентября 1942 года
# К.Симонов.
Солдатская слава || «Красная звезда» №214, 11 сентября 1942 года
# И.Артамонов.
Подробности боя тридцати трех героев || «Красная звезда» №209, 5 сентября 1942 года