Когда немецко-фашистские оккупанты пришли в Орловскую область, они, как и всюду, возвестили о создании «нового порядка». Во всех оккупированных городах и населенных пунктах области появились немецкие обер-коменданты, коменданты и их помощники. Вместе с ними прибыли агенты гестапо, которые взялись за создание местной полиции. С назначением комендантов неорганизованный грабеж населения принял организованный характер. Из богатых плодородных районов Орловской области немцы начали вывозить в Германию хлеб, скот, сельскохозяйственное сырье и т.д.
Вся экономическая жизнь в оккупированных районах подчинена интересам Германии и гитлеровской грабьармии. Правда, немцам не удалось полностью восстановить предприятия ни в одном городе. В Орле открыты лишь мелкие предприятия и кустарные мастерские. В цехах бывшего орловского завода №5 и брянского завода имени Кирова немцам удалось лишь наладить ремонт автомашин, в цехах завода «Красный Профинтерн» (гор. Орджоникидзеград) - ремонт орудий и танков. Даже на мелких предприятиях контроль за работой осуществляют немецкие офицеры. Так, производством саней и повозок в Орле ведает немецкий майор Арнольдс.
После своего прихода немцы об'явили, что они «разрешают проявление частной инициативы». Нашлось несколько частников, которые открыли различные кустарные предприятия. Но они влачат жалкое существование.
Жители, которым удалось бежать из Орла, рассказывают, что в городе нет ни одного хлебного магазина. Сначала были открыты два москательных магазина, но затем из-за отсутствия товаров они закрылись.
Страшная дороговизна, голод создают для городского населения невыносимые условия существования. Хлеб выдают лишь работающим на предприятиях, обслуживающих нужды немецкой армии. В этом хлебе, норма которого составляет 200 граммов в день, 40 процентов овсяной муки, 40 - кукурузной и лишь 20 процентов ржаной.
В городах открыты «комиссионные» магазины, через которые немцы выкачивают у жителей те вещи, которые они не успели захватить простым грабежом.
Как в прошлом, так и в этом году немцы в Орле прибегли к следующему трюку. Они об'явили, что производится сбор теплых вещей для русских пленных. В действительности эти вещи немцы отправляют в свою армию. Одновременно немецкая военная комендатура г. Орла издала приказ: «Всех граждан, имеющих русское обмундирование, обязываем таковое сдать в местную комендатуру - срок к 10 июля 1942 года. За невыполнение виновные будут наказаны по законам военного времени».
Комендант г. Орла генерал Гаманн прославился своими зверствами. Ежедневно в городе сооружаются виселицы, происходят расстрелы. Не лучше положение и в деревне. Об'явив закон о новом землепользовании, немцы насаждают на советской земле своих помещиков. В совхозах орудуют немецкие управляющие, в деревнях - «сельскохозяйственные» офицеры.
Немцы об'явили крестьянам, что 40 процентов урожая нужно сдать германской армии, 20 процентов - в страхфонд и 40 процентов остается у крестьян. В действительности немцы отобрали у крестьян львиную долю урожая. В Навлинском, Дятьковском и других районах за уборкой урожая наблюдали немецкие воинские команды. Немцы опасались, что крестьяне спрячут урожай. Во многих селениях немцы обвинили жителей в сочувствии партизанам. Под этим предлогом они забрали весь урожай и заодно конфисковали скот, имущество. Жители были направлены в специальные концентрационные лагери, а многие увезены на гитлеровскую военную каторгу в Германию.
Сотни деревень в Орловской области сожжены немцами. Подлая система заложников получила широкое распространение. Вот характерный приказ немецкого коменданта г. Орла: «В ночь с 1 на 2 июля 1942 года двумя гражданскими лицами произведено нападение на германского солдата, которого ранили уколом ножа. Виновниками являются: Кашавцев Виталий, 1923 года рождения, и Якивович Константин, 1924 года рождения. Они сбежали и скрываются в городе или в окрестностях. Кто окажет сбежавшим содействие, приютит их или поможет им иным способом, будет казнен. Я приказал до поимки виновников 20 граждан задержать в качестве заложников. Кто поднимет руку против немецкого солдата, будет казнен».
В дер. Низино, Знаменского района, за убитого неизвестно кем немца военные власти расстреляли 100 заложников - жителей этого села.
Летом немцы через своих комендантов, бургомистров и старост провели перерегистрацию всего населения. Заведены специальные списки «подозрительных», которым приказано каждую неделю являться в полицию для отметки. Многие из них уже арестованы. Тюрьмы и концентрационные лагери переполнены подозреваемыми в непокорности немцам, связях с партизанами и т.д.
В целях более широкой мобилизации рабочей силы для Германии немцы создали в городах биржи труда. Перед ними поставлены следующие задачи: 1) еженедельная регистрация населения, занятого на тех или иных временных работах, 2) подбор рабочей силы по заявкам германских властей, 3) подбор рабочих для отправки в Германию. Попутно на биржах труда должны отбирать русских девушек для немецких публичных домов.
В помощь себе немецкие власти в оккупированных городах завербовали уголовный и контрреволюционный сброд, из него они создали «городские и земские управы», назначили бургомистров в городах и старост в деревнях.
Второй год хозяйничают немцы в Орловской области. Второй год активно действуют здесь и народные мстители - партизаны. С каждым днем все сильнее становятся их удары по подлым фашистским оккупантам и их прихвостням. ||
П.Крайнов, БРЯНСКИЙ ФРОНТ.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
АРМЕЙСКИЙ АГИТАТОР В ЗЕМЛЯНКЕ НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 декабря. (От наш. спец. корр.). Агитатор политотдела N армии старший лейтенант Коломийченко несколько дней провел в подразделениях одного стрелкового полка на переднем крае обороны. Он побывал в боевом охранении, в землянках у огневых точек переднего края. Коломийченко беседовал с бойцами о докладе товарища Сталина 6 ноября с. г., о развивающемся наступлении войск Красной Армии, о событиях в Северной Африке.
С огромным удовлетворением встречают бойцы вести о сокрушительных ударах Красной Армии по гитлеровским бандитам. В красноармейском обиходе складываются меткие поговорки, касающиеся последних событий. Разведчик Овсевич так охарактеризовал поражения фашистских войск: «У немцев все наоборот: в России - зимой в жар бросает, а в Африке - дрожь пробирает». Радуясь успешному наступлению наших частей под Сталинградом, старшина Сулима выразительно заметил: «Кому праздник, а Гитлеру гроб!» Агитатор Коломийченко записал эти и некоторые другие поговорки.
Агитатор подметил и такой интересный факт: бойцы, прослушавшие очередное сообщение Советского Информбюро, приветствуют подходящих товарищей: «С праздничком вас!» Тут же они спешат поделиться радостными вестями.
Чтобы беседы о событиях в Северной Африке были понятнее, агитатор Коломийченко иллюстрирует их специальными схемами. Такие схемы он заготовил заранее, срисовав их с газет. Это позволяет агитатору при отсутствии карты, которая громоздка и неудобна в походе, показывать бойцам географические пункты, о которых идет речь в беседе.
Ценный почин агитатора Коломийченко заслуживает широкого распространения.
+ + + + + + +
Источник: «Красная звезда» №283, 2 декабря 1942 года
# М.Леснов.
В застенках немецких комендантов || «Красная звезда» №277, 25 ноября 1942 года
# Н.Шванков.
Немецкие коменданты и подкоменданты || «Красная звезда» №271, 18 ноября 1942 года