ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 20 ноября. (По телеграфу от наш.корр.) На Волховском фронте еще нет настоящей, снежной и морозной зимы. Пока еще только легкие заморозки, но гитлеровские солдаты уже приуныли. Им уже мерещится лютая русская зима, а надеяться на обеспечение теплым обмундированием довольно трудно.
Многие немецкие дивизии совсем не получили никакой зимней одежды. Лишь в некоторых частях противника как будто проявляется нечто вроде попытки снабдить солдат теплыми вещами. Жалкое впечатление производят эти вещи. Так, в одной пехотной дивизии выдали только для часовых зимние комбинезоны с чехлом на голову и соломенные лапти на гудроновой подошве. Все остальные солдаты дивизии получили пока одни коричневые обмотки на... голову.
Комбинезоны для часовых тоже лишь именуются зимними. Это попросту суконные штаны с курткой из бумажной ткани и таким же чехлом на голову. Практичные немцы одновременно решили приспособить эти комбинезоны в качестве маскировочных халатов. Поэтому комбинезон имеет белую подкладку и может быть вывернут наизнанку. По словам пленных, такой костюм согревает плохо. К тому же солдат носит его только на дежурстве, а сменившись, опять облачается в свое летнее рванье и передает комбинезон новому часовому.
В 540-м особом батальоне теплая куртка и шаровары вместе с шлемом выдаются тем, кто идет в разведку либо несет караульную службу.
Такое «зимнее снабжение», конечно, мало радует немецких солдат, особенно тех, кто уже перенес русскую зиму. Солдат 438-го пехотного полка, добровольно сдавшийся в плен, Ян В. рассказывает:
«Старые солдаты знают, что такое зима в России. Они убедились, что командование пока не собирается выдавать зимнее обмундирование, и решили заняться «самозаготовкой». Они отбирают у разоренного мирного населения последние тряпки и наматывают их на себя под летнюю одежду. Солдаты, только что прибывшие на фронт, издеваются над теми, кто кутается в тряпки, а эти последние отмалчиваются, они уверены, что первые морозы собьют спесь с новичков».
Потеряв, очевидно, надежду получить от своих интендантов теплые вещи, командование действующих немецких частей решило заняться заготовкой обмундирования на местах. Как водится у немецких бандитов, они прежде всего начали с грабежа. На каждые четыре крестьянских двора наложен набор натурой: один полушубок и пара валенок. В ряде оккупированных районов и сел население сговорилось ничего не сдавать немцам. В других селах крестьяне выполняют разверстку и сдают валенки, которые выглядят очень добротно, но сваляны из кислой шерсти и поэтому очень скоро придут в негодность.
Ясно, что на успех «местных заготовок» немцы не могут рассчитывать. И недаром наступающая зима так тревожит гитлеровских разбойников. || Т.Лильин.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
НЕДОВОЛЬСТВО СРЕДИ ГЕРМАНСКИХ СОЛДАТ В НОРВЕГИИ
НЬЮ-ЙОРК, 20 ноября. (ТАСС). Бюллетень международной федерации транспортных рабочих сообщает, что неудачи немцев на русском фронте вызывают все растущее недовольство, восстания и массу самоубийств среди германских солдат в Норвегии. По имеющимся сведениям, германские солдаты, расквартированные в одной школе Бергена, в начале сентября восстали. Прибывшие в срочном порядке из Осло охранные отряды СС и военная полиция вели борьбу с восставшими всю ночь. От 40 до 50 солдат было немедленно расстреляно, несколько сот арестовано и отправлено в концентрационные лагери. Подобные же восстания имели место в Нарвике, где германские солдаты оказали сопротивление отправке их на советско-германский фронт. По имеющимся сведениям, около Нарвика в концентрационном лагере содержится 3.000 германских солдат. Многие арестованные германские солдаты были отправлены в неизвестное место на юг Норвегии. В других районах норвежского побережья множество заключенных немцев заковано в цепи.
+ + + + + + +
Источник: «
Красная звезда» №274, 21 ноября 1942 года #
Как встречают первый мороз немецкие солдаты || «Красная звезда» №270, 17 ноября 1942 года
#
Фашистский ад в Великих Луках || «Красная звезда» №248, 21 октября 1942 года