Бои с «Мессершмиттами» || «Красная звезда» 27 мая 1943 года

Nov 05, 2018 17:03




Еще совсем недавно довольно большая часть наших летчиков-истребителей предпочитала вести бой на скоростных машинах в горизонтальной плоскости. Подобная тактика, близкая к пассивной обороне, не позволяла летчику полностью использовать боевые качества своего самолета.

В основе действий немецких летчиков лежит вертикальный маневр. С завязкой боя «МЕ-109» сразу стремится занять преимущество по высоте, что позволяет при атаке с пикирования иметь запас скорости. Следовательно, летчик может выйти из атаки горкой вверх и вновь занять исходное положение. Если машина по каким-либо причинам теряет скорость к концу атаки, то летчик уходит из нее также пикированием с последующим набором высоты в стороне. Многочисленные наблюдения показали: раньше, чем немец не набрал высоту, он не прибегает к новой атаке. Эта тактика противника создавала подчас у наших молодых летчиков ложное представление о «чрезвычайно высокой» вертикальной маневренности и скорости у «МЕ-109», и они занимали пассивную оборону, не позволявшую выиграть бой.

Между тем наши отечественные скоростные истребители мало отличаются по скорости от «МЕ-109» всех модификаций, а нередко и превосходят его. Это позволяет вести с «Мессершмиттом» бой на вертикалях. Наша часть действовала в основном на истребителях «ЛАГГ-3». За истекший год авиапромышленность заметно улучшила качество этих машин. Самолет стал легче в управлении, появились приспособления, позволяющие делать на большой скорости резкие развороты без опасности свалиться в штопор, а также резкие выходы из пике. Машина значительно облегчена, улучшена ее аэродинамика. Летчики нашей части стали высоко ценить своего «воздушного коня». В ходе боев они научились до конца использовать качество своей машины и бить врага наверняка.

Воздушный бой протекает примерно так. При встрече с немцами в атаку идет основная группа. А в это время одна или две пары ЛАГГ'ов занимают выгодную позицию, стараясь остаться незаметными, чтобы в решительную минуту внезапной атакой изменить обстановку, а иногда и решить исход боя. Может случиться так, что основной группе не удается занять превышение (например, когда время ограничено), и тогда бой завяжется в невыгодных для нас условиях. Это положение легко исправить: ниже основной группы можно пустить пару или две истребителей с задачей - бить «Мессершмитты», выходящие из атаки вниз. Такой боевой порядок парирует и сводит на-нет всё былое преимущество «МЕ-109» в вертикальном маневре. К тому же мы и в групповом и в одиночном бою стали сами драться на вертикалях, широко применяя боевой разворот и горку.

Описанное построение боевого порядка, бой на скорости с применением вертикального маневра (конечно, нельзя пренебрегать в нужных случаях и виражом) поставили нас в более выгодные условия. Соотношение сбитых самолетов резко возросло в нашу пользу. Несмотря на появление новых модификаций «МЕ-109», преимущества их в воздухе не чувствуется. Об'ясняется это отчасти и тем, что немцы вынуждены бросать в бой летчиков-скороспелок. Обученные по уставу, они ни на шаг не могут отойти от него. Молодые немецкие пилоты воюют по знакомому нам шаблону, применяют всё те же старые приемы, но только техника пилотирования заметно упала. Теперь легче поймать «Мессершмитт» на прицел, легче зайти ему в хвост, он чаще подставляет «крест».

В противовес нашей тактике немцы применили эшелонирование по высотам. При завязке боя они вызывают по радио подкрепление, которое обычно подходит на большой высоте и старается свалиться сверху на нашу верхнюю прикрывающую группу. В ответ на это мы тоже стали ходить, эшелонируясь по высотам, причем взаимодействуют уже целые авиачасти. Если самолеты «ЛАГГ-3» чаще всего выполняют задачу непосредственного сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков, то с ними взаимодействуют более скоростные типы самолетов, которые идут на 800-1000 метров выше, связывая вражеские истребители боем. Нередко «ЛАГГ-3» самостоятельно обеспечивают действия штурмовиков, одерживая серьезные победы над врагом.

В полетах на сопровождение мы отказались от шаблона и каждый раз применяем наиболее выгодные тактические приемы. Однажды, получив задачу обеспечения штурмовиков, мы ее выполнили следующим образом. К месту цели сначала пришла четверка истребителей с упреждением в пять минут. Здесь были замечены шесть «МЕ-109ф» и «МЕ-109г». Старший лейтенант Чиркин, ведущий группы, отвернул в сторону солнца и набрал высоту. В это время показались наши штурмовики и сопровождающие их «ЛАГГ-3». «Мессершмитты» обратили всё внимание на эту группу и приготовились к атаке. Но вдруг сверху на них обрушились истребители Чиркина. С первой же атаки они сбили две вражеских машины, заставив остальные рассыпаться в стороны. Теперь Чиркин снова полез наверх. «Мессершмитты», оправившись от удара, опять попытались атаковать штурмовиков, но были встречены огнем непосредственного прикрытия. В коротком бою истребители сопровождения сбили еще два вражеских самолета. Уцелевшие два «МЕ-109» быстро исчезли.

Применяя описанную выше тактику, наш полк в последнее время сбил 80 самолетов противника, из них 73 «МЕ-109». Отметим, что большинство воздушных встреч протекало при сопровождении бомбардировщиков или штурмовиков, т.е. в невыгодных для нас условиях, когда маневр был стеснен.

За последнее время соотношение потерь стало более разительным. Одна наша эскадрилья, вооруженная «ЛАГГ-3», за десять дней уничтожила 10 «МЕ-109» последних модификаций, а сама потеряла всего один самолет, летчик которого был ранен. Летчики полка имеют солидные счета сбитых «Мессершмиттов». Так, младший лейтенант Бабайлов сбил 13 вражеских истребителей, капитан Матвиенко - 10, лейтенант Сибилеев - 10, старшие лейтенанты Чиркин и Кучерявый - по 8, старшина Санников - 6 и т.д.

Эти успехи достигнуты благодаря тому, что летчики уверовали в свою машину и до предела использовывают все ее возможности. При встрече с противником они выбирают выгодное для боя положение и смело навязывают немцам свою волю. Они придерживаются непреложного правила: в воздушном бою полностью используй скорость и скоропод'емность истребителя, ищи активных форм действия. || Герой Советского Союза майор Ю.Рыкачев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ГОД БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 мая. (По телеграфу от наш. корр.). На-днях в авиационном подразделении, которым командует тов. Цветков, отмечалась годовщина боевой деятельности летчиков. Итоги года войны показывают, что здесь каждый боевой самолет стал грозой для немцев.

Летчики этого подразделения уничтожили в воздушных схватках 83 немецких самолета и подбили 29. Многие летчики известны своими подвигами далеко за пределами своего соединения. Старший лейтенант Ковтюлев стал Героем Советского Союза. Он лично уничтожил восемь немецких самолетов и еще семь в групповых боях. Семь гитлеровских самолетов вогнал в землю лейтенант Троян, четыре - капитан Дымов. Командир подразделения тов. Цветков имеет на своем боевом счету 9 машин противника, сбитых лично, и 13, сбитых в групповых схватках.

Подведя итоги боевой работы за год, летчики поклялись еще крепче бить врага.

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №123, 27 мая 1943 года

# А.Кузнецов. Могучий возраст || «Известия» №95, 23 апреля 1943 года
# О воздушной тактике немцев || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года
# А.Платонов. Земля и небо Курска || «Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года
# Бр.Тур. Последний бой Григория Жовтоножко || «Известия» №100, 29 апреля 1943 года

весна 1943, советская авиация, 1943, май 1943, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up