Дуло пулемёта и об’ектив кинокамеры были устремлены на склон соседней высоты. Вместе с пулемётчиком Леонидом Алифановым терпеливо выжидали кинооператоры Сологубов и Котляренко. И когда противник, огласив пьяным воплем лесок, двинулся в атаку, с треском пулемёта слилось шуршанье киноаппарата. Алифанов строчил из пулемёта с неистовством - донской колхозник мстил за разрушенную, опоганенную немцами родную станицу Большой Лог, за поруганные жизни дорогих и близких.
Грядущие поколения будут благодарны скромным и смелым людям, которые именуются так прозаически просто: кинохроникёры. Их можно встретить всюду - от береговых батарей Баренцова моря до горных перевалов Кавказа.
В частях, которые дрались под Владикавказом (Орджоникидзе), брали Моздок, Нальчик, Пятигорск, Минеральные воды, находились и кинооператоры. Заснятые ими кадры - живое свидетельство силы наших ударов. Мы видим на экране бесчисленные трупы гитлеровцев, брошенные немцами при поспешном отступлении орудия, танки, автомашины, снаряды, склады с продовольствием и боеприпасами. Кинохроникёры снимают суровые бои в горах и долинах Кавказа, освобождённые города и селения, в которых видны следы кровавых издевательств над свободолюбивыми горцами.
Когда враг прорвался к Кавказу, кинохроникёры Закавказья влились во фронтовые группы Юга. В их дружную семью входили бакинец Мустафаев, ростовчане Петров и Шоломович, ленинградец Смолка, тбилисец Арзуманов, киевлянин Котляренко, москвичи Рымарев и Короткевич. Руководит кавказской фронтовой киногруппой Марк Трояновский. В этой группе - молодые операторы, воспитывающие в себе солдатскую выносливость, стойкость, умение преодолевать во время с’ёмок любые трудности.
Умело провели сложные с’ёмки в горах операторы Петров, Казначеев и Каиров. Они снимали высокогорный поход отряда горных стрелков старшего лейтенанта Санакоева, которому было поручено уничтожить группу немецких автоматчиков в районе Нальчика. Это была тяжёлая операция. Операторам помогла альпинистская подготовка. Карабкаясь по скалам, они вытаскивали друг друга за верёвки. Хроникёрам удалось заснять действия лёгкой горной артиллерии и миномётчиков, самоотверженную работу санитарок в горах, захват в плен немецкого снайпера, загнанного в ледяную трещину.
Проведя много бессонных ночей, совершив тяжёлые переходы по труднопроходимым тропам, под проливными дождями, получив в горах боевое крещение, операторы продолжают сейчас с’емки в горных районах Северного Кавказа.
Воздушная с’ёмка в горах требует особой подготовки и выдержки от пилота и кинооператора. Оператор Шоломович сумел хорошо заснять отважные полёты капитана Рубена Гаспаряна, ведущего в сложных метеорологических условиях разведку войск противника на горных дорогах, перевалах, склонах, ущельях. С подлинным репортёрским блеском засняты им бомбовые удары комсомольского экипажа Лобарёва по скоплению вражеских войск, по военным складам и железнодорожным узлам в глубоком немецком тылу.
Очень интересны кадры, заснятые в районе Новороссийска операторами Левитаном и Пойченко. Они показывают, что немецко-фашистским захватчикам, ворвавшимся три месяца назад в Новороссийск, не удалось стать его хозяевами. Операторы провели ряд с’ёмок в районе крупнейших цементных заводов, которыми не смог овладеть враг. Они показали окраины рабочего поселка, где наши бойцы держат оборону, показали Цемесскую бухту и порт, находящиеся под нашим артиллерийским, миномётным и пулемётным обстрелом.
Систематически ведутся с’ёмки северо-восточнее Туапсе. Недавние студенты киноинститута Стояновский и Аронс дали для киножурнала очень сильный эпизод штурма высоты Безымянной подразделением старшего лейтенанта Немудрого. Талантливо заснял Пойченко один из «отрядов смельчаков» - так называют небольшие группы морских пехотинцев, проникающие в тыл к немцам, громящие их штабы, добывающие «языка».
На боевых кораблях и в частях морской пехоты - в районах Туапсе снимает киногруппа, работающая при Черноморском военно-морском флоте. Она создала фильм «Черноморцы». Большинство операторов этой группы - участники
обороны Севастополя, награждённые боевыми орденами. В их сегодняшних с’ёмках перед зрителями предстают героические подвиги моряков, продолжающих славные традиции Севастополя.
В Союзкиножурнале показан разгром частями морской пехоты одной из румынских частей. Кадры хроники переносят зрителя в одну из наших морских баз. На катерах направляется десантная группа черноморцев. Она смело выполняет свою задачу: врывается в населённый пункт, наносит удар вражескому гарнизону и захватывает пленных.
Фронтовые операторы Юга в с’ёмках битвы за Кавказ проявляют мужество, инициативу, журналистскую наблюдательность. И всё же мы вправе требовать, чтобы наступательные действия Красной Армии были ещё ярче и полнее показаны в кинохронике.
На Кавказе сосредоточены прекрасные кинематографические силы. Их задача, - совершенствуя в боевых с’ёмках своё мастерство, создать большой, яркий фильм о великой битве за Кавказ. ||
Р.Кацман, И.Копалин.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Фашистские бандиты разгромили в Алагире Музей имени народного осетинского поэта Коста Хетагурова.
Имя Коста Хетагурова - крупнейшего поэта, общественного деятеля и публициста, заложившего основы осетинской литература и осетинского литературного языка, близко и дорого сердцу каждого осетина. Его поэмы «Авсати» и «Фатима» пользуются в народе огромной популярностью, передаются из уст в уста. Многие стихи Хетагурова переложены на музыку самими крестьянами.
Терпеливо и любовно собирал и хранил осетинский народ редчайшие рукописи, уникальные экземпляры книг народного певца.
Фашистские варвары надругались над священной для народа памятью Коста Хетагурова.
Но немецким вандалам никогда не удастся задушить культуру осетинского народа. Близится час расплаты. С чувством огромной радости встречает советский народ известия об освобождении Северного Кавказа от гитлеровской нечисти.
На рисунках Д.Тархова: слева - дом Коста Хетагурова в селений Нар, справа - музей Коста Хетагурова в Алагире.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Литература и искусство» №3, 16 января 1943 года # И.Эренбург.
Кавказ || «Красная звезда» №261, 5 ноября 1942 года
# П.Павленко.
Сыны Кавказа || «Красная звезда» №102, 1 мая 1942 года