- Нет, только не по-немецки! Может быть, вы говорите по-французски или по-датски?
Эта просьба кажется странной в устах человека, одетого в серую форму немецкого солдата и носящего явно немецкие имя и фамилию - Генрих Вагнер.
- Какой же ваш родной язык?
- Ни один из этих трёх, - отвечает пленный. - Мой родной язык - люксембургский. В нём встречаются слова из всех этих языков, но произносятся они по-другому. Дома со своим отцом и невестой я говорил только по-люксембургски...
Мы неправильно назвали Генриха Вагнера пленным. Он пришёл к нам сам, в тёмную безлунную ночь, обманув бдительность немецких дозорных, принёс с собой винтовку и две круглые немецкие гранаты. Передавая их нашим бойцам, сказал:
- Я хотел притащить с собой ещё пулемёт нового образца, но не смог, он оказался слишком тяжёлым. А мне надо было ползти под проволокой…
- Расскажите, как вы попали в германскую армию?
На бледном лице юноши появляется румянец волнения и гнева.
- Как я туда попал? Но разве вы не слышали о том, как они нас насильно забрали и какое волнение это вызвало в нашей стране? Всеобщую забастовку, расстрелы, массовые аресты! Я был как раз в числе тех первых двух тысяч новобранцев, из-за которых всё это случилось.
И перебежчик начинает рассказывать всё по порядку.
- О том, что немцы хотят нас призвать в свою армию, мы узнали неожиданно из речи их гаулейтера.
Густав Симон - зовут эту обезьяну. Не знаю, кто первый дал сигнал. Призыв к всеобщей забастовке передавался шопотом из уст в уста: «Проклятые пруссаки забирают наших парней. Не допустим этого! Завтра никто не выходит на работу». Одна за другой прекратили работу фабрики, закрылись магазины, остановились поезда и трамваи. Немцы рассвирепели. Начались массовые аресты. В поисках зачинщиков они хватали людей прямо на улице. И каждый день, в каждом городе и местечке расстреливали по нескольку самых уважаемых граждан. Так продолжалось пять дней. Они предупредили, что лишат всё население продовольственных карточек.
Постепенно люди стали возвращаться на работу, но, когда наступил день нашей отправки в Германию, все родители захотели провожать своих сыновей до самого Люксембурга. Немцы испугались демонстрации и во многих городах не пустили провожающих в поезда. С другой стороны, они хотели, чтобы всё выглядело так, как будто ничего не случилось. На вокзалах оркестры играли военные марши. Здоровенные немецкие девицы из союза фашистских девчонок принесли нам цветы и папиросы. Но наши парни тут же на их глазах выбрасывали все эти подарки за окошко со словами: «Мы ничего не хотим принимать от немцев!»
Что творилось тогда на вокзале! Неизвестно откуда появились запрещённые трёхцветные флаги, и звуки наших национальных песен заглушали немецкие марши. Когда мы приехали в Люксембург, немцы захотели провести нас с музыкой по городу, но мы сорвали эту затею. Как только нас выстроили, часть новобранцев запела национальный гимн.
В сопровождении нескольких немецких солдат нас стали отводить на вокзал небольшими партиями. Там нас уже ждал прибывший из Германии поезд. У всех станционных дверей и возле вагонов стояли немецкие часовые.
Нас разместили в казармах около Берлина.
Немецкие офицеры сразу же запретили нам говорить между собой на люксембургском наречии, потому что немецкие солдаты нас не понимают и не могут узнать, о чём идет разговор. Мы же говорили только об одном, что не хотим быть солдатами германской армии и воевать против русских и англичан. Немцы это поняли и рассовали нас по разным частям. Несколько раз они грозили нам переводом в штрафную роту или даже расстрелом.
Здесь, на фронте, - рассказывает далее перебежчик, - немцы нарочно держат люксембуржцев подальше от переднего края, чтобы они не перебежали к русским. Большинство находится во втором эшелоне, около лошадей, но мне повезло, я попал в пулемётную роту.
... О своей ненависти к немцам юноша готов говорить, не умолкая. В последние недели он получал из дому письма, которые укрепляли в нём эту ненависть. Гитлеровцы стали применять новый способ расправы с населением маленькой непокорной страны. Они начали высылать всех «подозрительных», независимо от возраста и профессии, в оккупированные ими русские области. С собой разрешают брать только самое необходимое. Имущество всех изгнанных поступает в немецкую казну. Среди них оказался, между прочим, известный люксембургский певец, Билля Паукси, вина которого состояла в том, что он отказался петь в немецкой опере.
- Но этим они ничего не добьются, - уверенно говорит Генрих Вагнер. - По сравнению с Германией Великое Герцогство Люксембургское - совсем крохотная страна. Но стойкости у нас больше, чем у них!
Все люксембуржцы думают только о свободе и надеются на скорую радостную встречу в полностью освобождённом от врага нашем любимом Люксембурге. // Р. Пересветов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
От СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
Утреннее сообщение 12 мая
В течение ночи на 12 мая на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска продолжали вести бои с противником. На других участках фронта ничего существенного не произошло.
* * *
На Кубани, северо-восточнее Новороссийска, артиллеристы Н-ской части разбили 17 немецких дзотов и блиндажей, уничтожили 4 орудия и взорвали склад противника с боеприпасами. Наше подразделение выбило немцев из одной рощи. На месте боя осталось 190 вражеских трупов и много оружия, брошенного гитлеровцами.
* * *
На Западном фронте наши части уничтожили до роты немецкой пехоты, подавили огонь 6 артиллерийских и 2 миномётных батарей противника. На одном участке гитлеровцы пытались проникнуть в расположение наших войск. Огнём артиллерии и автоматического оружия противник был отброшен. На поле боя осталось 40 вражеских трупов.
* * *
В районе Севска нашей артиллерией разрушено 8 немецких дзотов, подавлен огонь 2 артиллерийских и 2 миномётных батарей. На одном участке артиллеристы Н-ской части разгромили обоз противника. Уничтожено свыше 30 автомашин и повозок с грузом.
Снайперы Н-ской части за две недели истребили 172 гитлеровца.
* * *
На Волховском фронте наши артиллеристы обстреливали вражеские позиции и разрушили 7 дзотов и 6 блиндажей, уничтожили 2 шестиствольных миномёта, 3 орудия, 8 пулемётов и до 100 немецких солдат и офицеров.
* * *
На Ленинградском фронте наши подразделения истребили до двух рот пехоты противника. Артиллерийским огнём разрушено 9 вражеских дзотов, 21 землянка и наблюдательный пункт. Разведчики под командованием лейтенанта Каршева, ворвавшись в блиндажи и траншеи противника, гранатами и огнём из автоматов уничтожили 30 немецких солдат. Захватив пленных и трофеи, наши бойцы благополучно вернулись в свою часть.
* * *
Партизанский отряд имени Героя Советского Союза Заслонова, действующий в одном из районов Витебской области, за пять дней пустил под откос 6 воинских эшелонов противника. Разбито несколько десятков вагонов и платформ. Под обломками вагонов погибло много гитлеровцев. За это же время партизаны взорвали 2 железнодорожных и 6 шоссейных мостов. В боях с немецко-фашистскими оккупантами партизаны захватили 15 пулемётов, 56 винтовок и 16 тысяч патронов.
* * *
Сдавшийся добровольно в плен солдат 9 немецкого полка Ганс В. рассказал: «Наш полк несёт значительные потери от русских снайперов. За один месяц 7 рота потеряла убитыми 17 человек. Потери 3 роты убитыми и ранеными за это же время составляют более 40 человек. На передовой линии развешаны плакаты: «Осторожно, снайперы». Солдаты боятся голову высунуть из окопов. Командир полка полковник Девиц на-днях сказал: «Русские снайперы угрожают нашему существованию. Если так будет продолжаться дальше, то через каких-нибудь три месяца от полка ничего не останется».
* * *
Недавно части Красной Армии освободили населённые пункты Чернозем и Хлопково Калининской области. Перед отступлением гитлеровцы полностью разрушили и сожгли все дома и хозяйственные постройки в этих деревнях, а жителей насильно угнали на каторгу в Германию. В Черноземе обнаружено 33 трупа пленных советских бойцов, зверски замученных немецко-фашистскими извергами.
Вечернее сообщение 12 мая
B течение 12 мая на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска интенсивным артиллерийским огнём разрушали оборонительные сооружения противника. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 18 немецких самолётов. Наши потери - 5 самолётов.
Ha других участках фронта ничего существенного не произошло.
* * *
На Кубани, северо-восточнее Новороссийска, части Н-ского соединения продолжали вести бои с противником. Экипаж танка под командованием капитана т. Воронова уничтожил немецкий танк, 5 орудий, 5 пулемётных точек и до роты немецкой пехоты. Автоматчик т. Балтачинян убил 4 гитлеровцев и взял в плен двух немецких офицеров. Бронебойщик т. Убуж Багликов огнём из противотанкового ружья сбил немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88».
B низовьях Кубани наши подразделения продолжали вести активные боевые действия и уничтожили до 200 немецких солдат и офицеров.
* * *
B районе Лисичанска наши части вели бои с танками и мотопехотой противника. На одном участке советские бойцы сломили сопротивление немцев, продвинулись вперёд и захватили выгодные позиции. Уничтожено более 600 гитлеровцев, подбито и сожжёно 4 немецких танка. Взяты пленные.
* * *
На Западном фронте разведчики Н-ской части атаковали боевое охранение немцев. В рукопашной схватке советские бойцы истребили 20 гитлеровцев, а затем взорвали несколько блиндажей. На другом участке наша рота под прикрытием артиллерийского и миномётного огня преодолела два ряда проволочных заграждений и ворвалась в траншеи противника. Наши бойцы истребили 42 гитлеровца и, захватив пленных и трофеи, возвратились в расположение своей части.
* * *
На Северо-Западном фронте артиллерийские подразделения, где командирами тт. Скрылов и Андриенко, уничтожили 3 немецких орудия, 6 пулемётов, разбили 10 дзотов и блиндажей. Снайперы Н-ской части за три дня истребили 62 гитлеровца. Снайпер гвардии сержант т. Семёнов за это же время уничтожил 11 немцев.
* * *
Партизанский отряд «Смерть немецким оккупантам», действующий в одном из районов Орловской области, совершил ночью налёт на крупную железнодорожную станцию. В бою с немецким гарнизоном, охранявшим станцию, партизаны истребили до 200 гитлеровцев. Станционное оборудование выведено из строя. Уничтожены входные и выходные стрелки. Партизаны другого отряда на железной дороге близ Брянска пустили под откос 3 немецких воинских эшелона. Уничтожены 2 паровоза, 5 платформ с орудиями, 5 платформ с танками, 3 платформы с автомоторами и несколько вагонов с разными грузами.
* * *
Советские граждане, бежавшие из фашистского плена, рассказали о кровавой расправе немецко-фашистских мерзавцев над мирными жителями оккупированных ими районов. Гитлеровские изверги сожгли дотла деревни Понизовье, Стаи, Корнилы, Конец, Козловичи, Горюны, Коробы и многие другие селения Витебской области. Спасаясь от немецких убийц, свыше 10 тысяч советских граждан из многих деревень ушли в Щелбовский лес. Отряды немцев окружили лес. Они обстреливали мирных жителей артиллерийско-миномётным огнем, и несколько раз немецкие самолёты бомбардировали лес. По далеко не полным подсчётам, гитлеровские изверги убили в Щелбовском лесу свыше двух тысяч ни в чём не повинных женщин, детей и стариков. Советские люди, которые были свидетелями этих чудовищных злодеяний, которые творили гитлеровцы, призывают всех бойцов и командиров Красной Армии и всех патриотов нашей родины беспощадно мстить фашистским сволочам
* * *
Греческие партизаны с боями ворвались в города Янина и Ливадия и освободили из тюрем жителей, арестованных немцами в качестве заложников. Получив свободу, патриоты присоединились к партизанам и вместе с ними ушли в горы. В районе Салоник партизаны организовали крушение немецкого бронепоезда. В порту Пирей группа рабочих подожгла итальянское нефтеналивное судно. || СОВИНФОРМБЮРО.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Известия» №111, 13 мая 1943 года # Вл. Лидин.
Звезда || «Известия» №116, 19 мая 1943 года
# Е.Кононенко.
Гитлеровец || «Правда» №99, 16 апреля 1943 года
# П.Юдин.
Немецко-фашистские убийцы || «Правда» №92, 8 апреля 1943 года