Sep 25, 2020 12:12
Почитал ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт для начального общего образования 1-4класс. Действует с 2010 года. Конечно неспециалисту трудно уловить многословную специфику ведомственного документа. Обывателя легко обвинить в том что он не в состоянии понять и правильно оценить документ. Однако... при прочтении не трудно заметить что создатели документа тщательно избегали слово "знания". В документе есть все что угодно: умения, компетенции, навыки, понимание. представления, алгоритмы, интерпретация, анализ, воображение, мотивация, саморазвитие и самосовершенствование, ценностная ориентация, коммуникативные и информационные умения, экологически сообразное поведение в быту, прикидки, оценки и даже понимание литературы "как явления национальной и мировой культуры" - все это должны включать образовательные программы начального образования, все кроме необходимого обязательного набора знаний.
Ну хорошо мне скажут что вся конкретика в программах обучения. Захожу в поисковик с вопросом: Какой документ обязывает школьника знать таблицу умножения? Там полный раскардаш идут дебаты , а надо ли вообще знать таблицу умножения. При всем уважении к академикам от образования и создаваемым ими документам и методическим пособиям: может быть не мудрствуя лукаво составить список обязательных знаний
которыми должен обладать выпускник начальной школы? Там должно быть прописано : умение грамотно и разборчиво! записать короткий диктант простого контрольного текста, знание таблицы умножения, решение простых задач на сложение. вычитание, умножение и деление, знание календаря и часов, правила дорожного движения для пешехода, правила безопасности при обращении с газовой плитой и электрическими приборами, обязательный набор норм ГТО соответствующих возрасту, положение России на карте мира, основные понятия о государстве Россия -размеры и границы необходимость их защиты, основные союзники и противники, что входит в понятие Родина, даты первой и второй мировых войн. Возможно что то еще. Без этих знаний ученик просто переходит в разряд ученика с особенностями и продолжает обучение в соответствующем образовательном учреждении.
Возникает вопрос: а почему и зачем происходит такое размывание понятия Образование? Ответ лежит на поверхности. Либеральные академики от педагогики считают что надо не заучивать знания, которые быстро устаревают( а что собственно устаревает из того что я перечислил?) а учить навыкам самостоятельного приобретения знаний. Звучит не плохо и видимо для какой то части учеников способных, активных. подвижных, экстравертов вполне приемлемо, но как быть с остальными обладающими средними способностями и отнюдь не горящими желанием самостоятельно грызть гранит наук? Вот здесь и зарыта собака. А зачем им, этим середнякам прочные знания? Достаточно иметь компетенции в узкой области для работы на конвейерном производстве, в узкой профессиональной области, умение пользоваться компьютерным поисковиком и калькулятором. Гугл все знает. На любой вопрос он даст миллион ответов или пошлет в википедию , а там умные коучи подскажут что такое хорошо, а что такое плохо. Не надо ничего знать за вас все знает коуч из интернета и если что направит куда надо, против кого надо и даже снабдит нужной речевкой... "Не надо думать с нами тот кто все за нас решит.." После такого начального образования можно уже не сомневаться в результатах среднего и высшего образования, где основным способом выявления знаний является угадывание правильного ответа из нескольких заранее написанных... Вся жизненна философия такого образованца правильно угадать как попасть на "правильную сторону" и здесь незаменимую услугу окажут интернет-блогеры, коучи, экстрасенсы, все кто угодно кроме родителей и педагогов школы надоевших со своими требованиями что то учить...
Если сформулировать кратко: прочные знания нужно давать избранным, в специальных школах, на специальных занятиях с оплаченными отдельно педагогами, которые впоследствии возможно станут победителями олимпиад, участниками "социальных лифтов, элитой общества. Все остальные должны получать навыки для рутинной работы. Если же вы хотите дать своему ребенку твердый фундамент знаний которые абсолютно необходимы предпринимателю, бизнесмену, успешному представителю творческой профессии. инженеру, ученому да и просто квалифицированному высокооплачиваемому рабочему не надейтесь только на школу...