И не откладывая вновь в долгий ящик - 2 часть о Балтийской косе.
На этот раз - об аэродроме Neutief (Нойтиф).
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/249413/249413_600.jpg)
(Все фото - кликабельны и увеличибельны)
Признаюсь, когда я до поездки узнал, что напротив Балтийска находится старый немецкий аэродром с несколькими громадными полуразрушенными ангарами - поначалу сомневался. Потом на панорамах Яндекс-Карт смотрел на те фотки и не верил глазам.
А потом из окна в гостинице я увидел на том берегу те самые ангары...
Наконец мы переплыли на пароме пролив, и направились в сторону аэродрома.
Вообще-то, рядом с паромной переправой есть велосипедный прокат, и на велосипеде на самом деле легче передвигаться, но мы наши походы совершали пешим порядком :)
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/249767/249767_600.jpg)
Немного истории из интернета.
Один из лучших аэродромов периода Второй мировой войны Neutief (Нойтиф) был построен в интересах Luftwaffe и сдан в эксплуатацию в конце 1939 г. Назван был в честь пролива между Пиллау (ныне Балтийск) и косой Фрише-Нерунг (ныне Балтийская (Вислинская) коса) - Нойтиф (нем. Neue-Tief - новая глубина).
Аэродром функционировал и как сухопутный, и как гидроаэродром. Две бетонные ВПП сухопутного аэродрома имели подогрев (!).
Это был единственный аэродром в Восточной Пруссии, не имевший наземных подъездных путей, снабжение которого осуществлялось морским путем. Но в этом состояло и определенное преимущество - наличие естественного препятствия в виде вод, окружающих аэродром, позволяло ему оставаться самым безопасным местом в провинции, вплоть до завершения Восточно-Прусской операции.
Восточная Пруссия получила морскую авиабазу, которая по своему оснащению являлась одной из лучших в Германии.
Для строительства авиабазы, на косе был специально построен цементный завод.
А теперь посмотрим на полуразрушенные, но до сих пор (77 лет спустя) вызывающие восхищение монументальные ангары и прочие детали аэродрома.
Первым на пути вырастает АНГАР №1.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/250236/250236_600.jpg)
Его внутренние размеры - 60 x 35 x 9,5 м.
Ангар ориентирован по длине с севера на юг. Имеется большая бетонированная предангарная площадка.
Некоторая удаленность от остальных ангаров и наличие больших вспомогательных помещений позволяют предполагать, что ангар предназначался для выполнения на самолетах ремонтных работ.
В советское время его использовали в качестве автопарка.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/250594/250594_600.jpg)
Далее на пути - Башня управления полётами гидросамолётов (командно-диспетчерский пункт).
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/250697/250697_600.jpg)
В советское время по прямому назначению башня не использовалась.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/250981/250981_600.jpg)
Справа от башни располагается АНГАР №2.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/251229/251229_600.jpg)
Внутренние размеры ангара - 120 x 45 x 9,5 м.
Крыша представляет собой двойную арку, перекрытия выполнены из бетонных арочных ферм, которые в центре ангара опираются на четыре внутренние опорные колонны.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/251399/251399_600.jpg)
Из всех ангаров аэродрома этот наиболее хорошо сохранился.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/251768/251768_600.jpg)
Все ангары (кроме №1) выходили на залив Frisches Haff (Свежий залив) (ныне Калининградский залив), таким образом обеспечивалась скрытность аэродрома со стороны Балтийского моря.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/252005/252005_600.jpg)
Следующий - АНГАР №3.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/252249/252249_600.jpg)
Внутренние размеры ангара - 120 x 45 x 9,5 м.
Это единственный ангар на аэродроме, в бетонных фермах арочного перекрытия которого нет диагональных распорок, имеются только вертикальные стойки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/252523/252523_600.jpg)
Напротив ангара имеется бетонированный спуск в воду.
Верхняя часть ангара была остеклена. Ворота состояли из небольших по ширине металлических створок, соединенных между собой шарнирно, при открытии они убирались в боковые карманы.
Кстати, ворота ангаров были электрифицированы (!).
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/252830/252830_600.jpg)
Далее - АНГАР №4.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/253050/253050_600.jpg)
Внутренние размеры ангара - 120 x 45 x 9,5 м.
Какая-либо механизация в ангаре отсутствует (или не сохранилась). Имелось остекление в верхней части.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/253195/253195_600.jpg)
Через небольшой промежуток, в котором располагалась база противолодочного оружия, приближаемся к АНГАРУ №5.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/253515/253515_600.jpg)
Внутренние размеры - 73,5 x 45 x 9,5 м.
Это единственный ангар, который имеет такой большой пролёт без внутренних опор. Перекрытия выполнены из стальных ферм, опирающихся на боковые и заднюю стены.
С боковых сторон ангара находятся башни с лестничными пролётами, верхние площадки которых были оборудованы для установки зенитных орудий. Правая башня неплохо сохранилась.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/253784/253784_600.jpg)
И наконец, последний - АНГАР №6.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/253963/253963_600.jpg)
Внутренние размеры ангара - 100 x 35 x 9,5 м.
Перекрытия выполнены из стальных ферм.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/254418/254418_600.jpg)
Это единственный ангар, где я рискнул зайти в боковую башню и подняться на её крышу.
Поразили лестничные пролёты - изъеденные временем и, видимо, обстрелами, они казалось были вчера установлены! Обратите внимание на чёткие грани ступеней (которым - 70 с лишним лет!).
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/254548/254548_600.jpg)
Со второго этажа видна примыкающая к ангару бетонированная предангарная площадка, соединенная с рулёжной дорожкой.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/254801/254801_600.jpg)
А в левой башне нас ждал конструкторский сюрприз - крыша была изготовлена из армированного бетона, в качестве наполнителя которого использовался камыш!
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/255045/255045_600.jpg)
С верхней площадки правой бишни открывается шикарный вид как на аэродром, так и на Калининградский залив.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/255276/255276_600.jpg)
Большую часть аэродрома занимают многочисленные рулёжные дорожки и две бетонные взлётно-посадочные полосы (ВПП) (которые имели подогрев), расположенные под углом 45 градусов друг к другу, и образующие своеобразный крест, что давало возможность эксплуатации авиабазы практически при любой погоде и любом направлении ветра.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/255740/255740_600.jpg)
После войны на аэродроме «Нойтиф» базировался 10-й ИАП (24-я ИАД БФ), но в 1960 г. полк был расформирован.
Инфраструктура аэродрома практически не менялось (а после войны всё осталось в идеальном состоянии), но имеющиеся немецкие сооружения использовались далеко не полностью: кроме ангаров и ВПП были построены самолётные и оружейные мастерские, склады, насосная станция, котельная, установки для хранения и заправки топливом в гавани и на аэродроме, трансформаторная подстанция, казармы для персонала, а также хозяйственные постройки, казино, жилой посёлок со школой и магазинами.
После того как аэродром был оставлен военными, он пришёл в запустение. Ангары находятся в полуруинированном состоянии, некоторые готовы обрушиться, демонтирована часть бетонных плит аэродромного покрытия.
Однако и сегодня поражает воображение внушительность и мощность некогда одного из лучших аэродромов Германии.
А бетонные плиты на дальних дорожках, где не такое интенсивное движение, спустя 70 лет лежат практически без видимых изъянов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/innokent/5340727/255777/255777_600.jpg)
При написании текста использованы материалы с сайта "
Балтийск-Пиллау".