Как я и обещала, начинаю анализ вопросов, которые представляются мне важными в системе государственного управления, требующими решения и внимания руководителей страны. Первая тема касается подбора муниципальных кадров на основе процедуры конкурса.
О профессионализме чиновников, вернее о необходимости их профессионализма, сказано уже много. Сегодняшний мой вопрос касается подбора муниципальных служащих. По закону, приему на муниципальную службу может предшествовать конкурс.
То есть, конкурс может быть, а может и не быть.
По усмотрению иных вышестоящих муниципальных чиновников.
Допустим, в муниципальных правовых актах решено, что при замещении вакансий на определенные должности проведение конкурса обязательно.
Что из этого следует?
Ровным счетом ничего.
Если руководитель желает, чтобы "победителем" был "признан" нужный ему человек - его и признают победителем.
Можно ли незаконное решение комиссии оспорить в суде?
Теоретически да, практически бессмысленно.
Скажем, вы докажете, что порядок проведения конкурса был нарушен, комиссия была необъективна, тем самым нарушены ваши конституционные права, в том числе право равного поступления на муниципальную службу. Суд даже признает решение такой-то конкурсной комиссии незаконным. И что дальше?
По логике, договор с "незаконным" победителем должен быть расторгнут, а для восстановления ваших нарушенных прав вновь объявлен конкурс на ту же самую вакансию. Но по каким правовым нормам это реально сделать, если ни в Трудовом кодексе, ни в ФЗ о муниципальной службе о таких случаях нет ни слова?
Допустим, конкурсная комиссия, точнее, руководитель муниципального органа власти, о котором идет речь, чтобы не связываться с прокуратурой, расторгнет договор с якобы победителем. Но будет ли объявлен новый конкурс? Вовсе нет.
Не исключено, что на следующий же день все с тем же самым "победителем" будет заключен... срочный трудовой договор.
Не на время декретного отпуска, не на время сезонных работ, а...
ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН.
Суд говорит: "Уууу, какие нехорошие, незаконно ваше решение, отменить!"
А чиновники подумали-подумали, полистали действующее законодательство, да и пришли к соглашению.
Конфликт интересов?
Коррупция?
Да бросьте, прокуратура всегда встанет на защиту таких случаев!
Впрочем, если прокуратуру, например, в лице уважаемого Юрия Пономарева заинтересуют конкретные факты и фамилии - легко. Беда-то в другом - что случаи такие не частные, а весьма и весьма распространенные.
И тогда возникает вопрос:
а зачем вообще введена норма о возможности проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы,
- если эта норма не имеет никаких правовых последствий для нарушителей этой нормы,
- если она не способствует защите прав граждан на равный доступ к поступлению на муниципальную службу,
- если она не гарантирует отбор на работу в муниципалитеты наиболее компетентных специалистов,
- а лишь дает возможность отдельным, склонным к конфликту интересов и коррупции чиновникам, "протащить" в муниципалитеты своих людей на якобы законных основаниях?
Есть ли в программах кандидатов в Президенты РФ пункты, касающиеся действительной, а не декларируемой профессиональной компетентности муниципальных служащих? Тех, от кого зависит, каким образом на территории России решаются вопросы местного значения, насколько профессионально на местах реализуется государственная политика страны?
Теги: борьба с коррупцией, выборы Президента, государственная политика, Жириновский, Зюганов, Миронов, Прохоров, Путин, Юрий Пономарев, город Нижний Тагил, мэр Исаева, прокуратура, суд, судебное решение, конкурс на вакансию, профессионализм, компетентность чиновников, конфликт интересов, склонность к коррупции, технология выборов, управление, управленческие решения, договор по соглашению сторон, чиновники.