Скандалопетра с острова Калимнос. История и возрождение древнегреческого ныряния

Aug 15, 2012 01:07

В Греции появился новый вид спорта, по которому  даже проводятся  международные соревнования. Новая спортивная дисциплина является по сути возрождённой традицией древнегреческого ныряния за губками.


Скандалопетра с острова Калимнос.
В северной части архипелага Додеканес расположен гористый, лишённый пресной воды остров Калимнос. Менее одной пятой его почвы пригодно для земледелия. Зато в омывающих берега острова водах буйно разрослись колонии губок, промысел которых прославил Калимнос и его ныряльщиков сначала на всё Средиземноморье, а затем и на весь мир.
Губки, которые благодарные жители называют «Калимнийским золотом», обеспечили острову процветание на протяжении столетий, а техника погружений не менялась со времён Александра Великого до конца девятнадцато  века.                                                                                                                                                                       

Изображение готовящегося к погружению ныряльщика на античной амфоре
Пловец делает глубокий вдох и соскальзывает с мокрых досок настила лодки в синюю прохладную бездну, крепко держась руками за плоский обтёсанный камень. Его тяжесть влечёт ныряльщика вниз вместе со шлейфом танцующих пузырьков. Пласты воды, которые пронзает вытянутое стрелой нагое тело, становятся холоднее, стискивают со всех сторон, давят на уши. Призрачный свет солнца уходит всё дальше. Один конец верёвки, которая вынесет наверх и подарит возможность снова сделать вдох, привязан к отверстию в камне, другой - в руках товарища в лодке. Напарник чутко следит за спуском и точно знает, когда надо не мешкая выбирать линь.

После того, как камень достигнет погруженного в вечные сумерки дна, запаса воздуха еще хватит на то, чтобы кривым ножом отрезать несколько крупных кусков губки, обхватить их сетью, встать ступнями на верный камень и дождаться, пока спорый напарник не вытянет наверх, к солнцу и воздуху, вместе с драгоценной добычей.

Такими на протяжении веков  тяжелыми и опасными были будни греческих ловцов губок.

Ещё со времён, описанных Геродотом, ныряльщики использовали для быстрого погружения мраморную или гранитную глыбу весом от 8 до 15 килограмм. Называли такой камень «скандалопетра».



Античные скандалопетры
С целью удобного захвата и маневрирования под водой глыбу обтачивали, шлифовали, придавая ей обтекаемую, уплощённую форму. Для крепления верёвки просверливали отверстие. Кроме основного линя к скандалопетре крепился шнурок «гаса», охватывающий запястье ныряльщика. Благодаря этому шнурку пловец мог действовать под водой со свободными руками, не боясь потерять камень.

В более поздние времена на скандалопетрах зачастую появляется изображение креста, видимо, в качестве оберега. Примечательно, что ныряльщику крест представал в перевёрнутом положении, превращаясь, таким образом, в крест Апостола Петра (бывшего рыбака и покровителя рыболовов).



Древняя скандалопетра с крестом
Работали охотники хорошо слаженными парами: пока один спускался на дно и непосредственно добывал губки, второй, называемый «колоузъерис» (проводник), оставался в лодке, готовый вытянуть напарника с уловом и прийти на помощь в случае нужды. Добычу собирали на глубине от одного плетра (примерно 30 метров) и глубже, задерживая дыхание на 5 и более минут. Для того, чтобы не выравнивать давление во внутреннем ухе, старые ловцы прокалывали себе барабанные перепонки. Эта добровольная операция называлась «ксемиксиазма» и позволяла экономить время и силы при погружении и всплытии.

Ныряльщики промышляли не только у островов Южных Спорад, но заплывали и к берегам Северной Африки, позднее основали крупный центр торговли губками во французском Марселе и даже «колонии» в Тарпон-Спрингс (Флорида, США) и городе Дарвин (Австралия), где и поныне продолжают дело отцов и дедов. Ныне в двух этих городах проживает 6 и 8 тысяч греков-калимниотов соответственно, что в сумме лишь немногим меньше всего населения родного острова (16 441 человек по данным переписи 2001 года).



Греческие ловцы губки первой трети ХХ века
В начале XX века на смену традиции стал приходить технический прогресс. Водолазные скафандры и колокола, позволявшие собирать несравненно больше добычи, серьёзно потеснили кустарных охотников, возможности которых были естественным образом ограничены.

Но и тут некоторые ныряльщики давали новомодным приспособлениям фору. Так, в июле 1913 года Йоргос Хадзис с острова Сими отыскал покоящийся на глубине 83 метра якорь, сорвавшийся с итальянского броненосца «Реджина Маргерита».



Легендарный грек-симиот Йоргос Хадзис и его скандалопетра весом 14 кг
из собрания коллекционера С. Валсамидиса
Дальнейшие события бурного XX века и массовая гибель колоний губки в регионе в 80-х годах грозили уникальному промыслу практически полным исчезновением.

Но вдруг, красивыми и стремительными погружениями на задержке дыхания заинтересовались спортсмены-фридайверы. Позабытые скандалопетры обрели новых поклонников. Любители и профессионалы апноэ (задержки дыхания) сняли плавательные маски и неопреновые гидрокостюмы и налегке, с одними прищепками на носу бросились в синеву моря, чтобы дать новую жизнь древней традиции уже не ради губок, а ради самого процесса.



Вновь открытые погружения оказались приятны и доступны для всех.
Фотография Фреда Бюиля.
На исторической родине скандалопетры, на островах Додеканеса, на полуострове Халкидики и Олимпийской Ривьере проводятся международные соревнования по новой спортивной дисциплине и курсы обучения. Всемирная конфедерация подводной деятельности (CMAS) пророчит ей олимпийское будущее. Камнетёсы и скульпторы разрабатывают новые, усовершенствованные модели камней и делают копии старых образцов.

Доктор Николаос Трикилис, энтузиаст и «крёстный отец» возродившегося спорта, не скрывает своего воодушевления и гордости за Грецию, в очередной раз подарившей миру часть своей истории, культуры и спорта.

А на Калимносе ежегодно, через неделю после Пасхи, начинается Неделя Губки, во время которой население острова празднует свой союз с морем и чествует незамысловатых беспозвоночных, благодаря которым остров и его население выживали и благоденствовали в течение веков.

В морском музее Калимноса и частном собрании С. Валсамидиса хранятся десятки древних камней. Они были верными спутниками давно и бесследно ушедших людей. Грубо обработанные и тяжелые скандалопетры на столетия пережили своих хозяев, оказавшись долговечнее самой жизни.



Скандалопетры и старые фотографии истории промысла губок в морском музее Калимноса

Автор:  Тимофей Гаврилин. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"Источник:  http://www.greek.ru/

Греция, ныряние

Previous post Next post
Up