Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны

Mar 29, 2012 17:36

Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны.

Шедевр, вновь мной обретённый. Я даже не ожидала, что  получу такое удовольствие от перечитывания этого произведения Ярослава Гашека. Мало того, что  описание жанровых сцен часто пронизано необыкновенным юмором, но это ещё и энциклопедия жизни периода Первой мировой войны, составленная  очевидцем. У самого автора была  необычная, полная авантюрных приключений   жизнь. Очень много сцен в книге взяты им из реальных событий и часто являются автобиографическими.
Сам Гашек писал о себе:
-Вернувшись на родину, я узнал, что был трижды повешен, дважды расстрелян и один раз четвертован дикими повстанцами киргизами у озера Кале-Исых. Наконец меня окончательно закололи в дикой драке с пьяными матросами в одесском кабачке.

Поэтому, когда Ярослав Гашек действительно умер, даже его близкие  друзья  не поверили сообщению о его смерти, считая, что это очередная мистификация. Его друг Эгон Эрвин Киш  заявил:

- Ярда не впервой дурачит нас всех, водит за нос. Не верю! Сколько раз он уже умирал! Гашек не имеет права умирать. Ведь ему нет еще и сорока.

Я́рослав Га́шек ( Jaroslav Hašek;30 апреля 1883 Прага - 3 января 1923 Липнице)   - чешский писатель-сатирик, драматург, фельетонист, журналист, комиссар  Красной Армии. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений, из которых мировую известность получил его неоконченный роман "Похождения бравого солдата Швейка".
Гашек обладал хорошей памятью и наблюдательностью, что позволило ему успешно закончить школу и поступить в гимназию.
Однако учёба в гимназии была недолгой. После смерти отца в семье начались серьёзные финансовые проблемы. Единственным источником дохода  стало шитьё матерью белья на заказ для магазинов, чего едва хватало на жизнь. За несколько лет семья сменила полтора десятка адресов, вынужденная съезжать с квартир после задержек оплаты. У Ярослава начались проблемы с учёбой из-за недостатка усердия и прилежания. В третьем классе гимназии он переэкзаменовывался по математике, а в четвёртом даже остался на второй год.

Ситуация ухудшилась и политическим скандалом. В 1897 году году разразилась очередная серия антинемецких демонстраций, приведшая к введению в Праге чрезвычайного положения. Гашек принимал самое активное участие в стычках с полицией и погромах немецких магазинов, о чём не раз вспоминал позднее. Однажды полицейский патруль  обнаружил у Ярослава в карманах камни и задержал для разбирательства. Гашек  уверял полицию, что камни  он купил для школьной коллекции минералов, но ему, естественно, не поверили и пригрозили, что ввиду чрезвычайного положения назавтра Ярослава расстреляют  без всякого суда. Сохранилась написанная тогда записка 14-летнего юноши:

Дорогая мамочка! Завтра меня к обеду не ждите, так как я буду расстрелян. Господину учителю Гаспергу скажите, что… полученные мною минералы находятся в полицейском управлении. Когда к нам придёт мой товарищ Войтишек Горнгоф, то скажите ему, что меня вели 24 конных полицейских. Когда будут мои похороны, ещё неизвестно.

С расстрелом всё обошлось, благо на следующий день делом Гашека занялся другой комиссар.  12 февраля 1898 года Ярослав с разрешения матери бросил учёбу в гимназии. Далее описывать биографию писателя очень трудно: он нигде не удерживается подолгу, постоянно меняет места жительства, с ним случаются совершенно неправдоподобные истории и приключения. Он мог бросить работу, оставив записку:"Не волнуйтесь. Ярослав Гашек", и отправиться в поход. В юности он исходил пешком всю Австро-Венгерскую империю, а отчасти и соседние страны. Впечатления от этих странствий и от общения с людьми, в том числе с теми, кто оказался на дне жизни, в основном и дали материал для его ранних рассказов. В 1903 году Гашек издаёт свой первый сборник стихов "Майские выкрики". Он начинает писать ради денег юмористические рассказы, описывая в них свои путешествия,  и  быстро становится самым популярным и читаемым юмористом своего времени, заполнив развлекательные рубрики ежедневных газет и еженедельников, юмористические журналы, семейные и военные календари.

Несколько лет Гашек перебивался нерегулярными публикациями, пока в 1909 году его приятель Ладислав Гаек не устроил его редактором журнала «Мир животных".
Однако спокойный академический характер издания претил весёлому и беспокойному характеру Гашека, и он решил порадовать читателей всяческими открытиями. Он начал придумывать различные новые виды животных. Из под его пера родились загадочный «табу-табуран», живущий в  Трхом океане, муха с шестнадцатью крыльями, восемью из которых она обмахивается как веером, и домашние серебристо-серые вурдалаки, и даже древний ящер «идиотозавр». Неудивительно, что Гашек недолго продержался на посту редактора «Мира животных», приведя в негодование научный мир географов и зоологов. Данный эпизод позднее Гашек использовал в «Бравом солдате Швейке», где он сохранил и фамилию прежнего редактора  и название журнала.

Ещё одна деятельность Ярослава характеризует его авантюрный характер и склонность к аферам: он открыл «Кинологический институт», а на самом деле просто  отлавливал дворняг, подкрашивал, подправлял экстерьер, подделывал родословную и продавал их как породистых. Это мошенничество закончилось судом, и 
 также нашло своё отражение в знаменитом романе.

Весёлый и озорной характер Гашека  не менялся всю жизнь. Сохранились сведения о его многочисленных розыгрышах и происшествиях. Так, однажды его отправили в сумасшедший дом. Прохожий, увидев, что Гашек стоит на мосту и пристально смотрит в воду, решил, что тот собирается покончить с собой. Подоспевшие полицейские задержали Гашека и отправили в участок… Где он представился Святым Яном Непомуцким, примерно 518 лет от роду. На вопрос: «Когда же вы родились?», он спокойно ответил, что он вообще не рождался, а его выловили из реки. В больнице Гашек  привёл в порядок всю больничную библиотеку, его потом долго не могли отправить домой, так как  он совсем не торопился выписываться, всем  интересовался, и, видимо, собирал материалы для новых рассказов. И этот эпизод из бурной биографии писателя также нашёл своё отражение в его романе.

В 1915 году война вошла и в жизнь Гашека. Его призвали в армию и зачислили в 91-й пехотный полк. Многое из похождений Швейка, описанных в романе, в действительности произошло с самим писателем. Так, в полк Ярослав явился в военной форме, но в цилиндре. Из школы вольноопределяющихся он был отчислен за нарушения дисциплины. А его симуляцию  ревматизма признали попыткой дезертирства и даже осудили на три года, с отбытием по окончании войны. Так что на фронт Гашек, как и  Швейк, отправился в арестантском вагоне. 
В последующем он получил должность помощника писаря, что позволило ему уклоняться от учений и продолжать творчество.
Позже был ординарцем и связным взвода. Участвовал в боях и даже был награждён серебряной медалью за храбрость и произведён в чин ефрейтора . Вот только обстоятельства совершённого им подвига разнятся. Якобы Гашек «взял в плен» группу русских дезертиров - он неплохо говорил по-русски и договорился с русскими солдатами об условиях сдачи. Сам же Гашек заявлял, что медалью был награждён за то, что избавил батальонного командира от вшей, намазав его ртутной мазью. В общем, склонность к авантюризму помогала преодолевать трудности войны.
24 сентября 1915 года, в ходе контрнаступления русской армии на участке 91-го полка, Гашек  добровольно сдался в плен, где он в последующем вступил в Чехославацкий легион.

                     

Ярослав Гашек в австрийской военной форме         Ярослав Гашек в форме красноармейца, 1920 год

Однако медкомиссия признала его негодным к строевой службе, и в июне 1916 года он стал сначала писарем 1-го добровольческого полка имени Яна Гуса, а затем - сотрудником газеты «Чехослован», выходившей в  Киеве. Гашек активно занимался агитацией в лагерях военнопленных в пользу Легиона, публиковал в газетах юморески и фельетоны. Своим острым языком он добился сначала того, что австрийские власти объявили его изменником за оскорбительные рассказы (именно в то время появился фельетон «Рассказ о портрете Франца-Иосифа I», который потом будет переложен в первой главе Похождений Швейка), а затем и руководство Чешского национального совета в Париже возмутилось его фельетоном «Клуб чешских Пиквиков». Гашека отправили на фронт и предали суду чести, где обязали принести письменные извинения руководству совета.
После заключения сепаратного мира между Россией и Германией и начавшейся эвакуацией чешского корпуса в Европу через Владивосток,  Гашек порывает с легионом и отправляется в Москву. Там он вступает в коммунистическую партию..

В апреле 1918 года его отправили на партийную работу в Самару, где он вёл среди чехов и словаков агитацию против эвакуации во Францию, а также призывал их вступать в Красную армию. К концу мая чешско-сербский отряд Гашека насчитывал 120 бойцов, которые принимали участие в боях против частей Белой армии и успешно подавили анархистский мятеж в Самаре.
Похождения Гашека во время гражданской войны в России невозможно подробно описать, так как это займёт много места и времени. Только в 20 году он возвращается с новой женой в Прагу, где его считают уже давно погибшим ( Гашек женился второй раз, не оформив развода с первой женой). :-)

Он много пишет и живёт на средства от литературной деятельности. В 1921 -  23 годах появляются  4 тома его основного произведения «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» , где автор с присущей ему юмористической манере описывает никчемность и жестокость войны,  социальные и национальные противоречия в Австро-Венгерской монархии. Прототипом герою послужил пражский ремесленник, с которым Гашек познакомился в 1911 году, а потом неожиданно встретился в русском плену.
Кроме юмора и сарказма, в книге очень много првдивых описаний быта, нравов того периода, различных психологических портретов представителей поколения, жившего в то время и  воевавшего в Первой мировой войне, что даёт возможность получить более полное представление об ушедшей эпохе.
http://youtu.be/fdhSb7ICZzw   ЯРОСЛАВ ГАШЕК и ЕГО ГЕРОЙ ШВЕЙК

Отрывок из книги, заставляющий по новому взглянуть на  события того исторического периода:

Не бойся. Водичка,-- успокаивал его Швейк.-- Главное -- спокойствие и никаких волнений. Что тут особенного,-- подумаешь, какой-то там дивизионный суд! Ты бы посмотрел, как в былые времена действовал военный суд. Служил у нас на действительной учитель Герал, так тот, когда всему нашему взводу в наказание была запрещена отлучка в город, лежа на койке, рассказывал, что в Пражском музее есть книга записей военного суда времен Марии-Терезии. В каждом полку был свой палач, который казнил солдат поштучно, по одному терезианскому талеру за голову. По этим записям выходит, что такой палач в иной день зарабатывал по пяти талеров. Само собой,-- прибавил Швейк солидно,-- полки тогда были больше и их постоянно пополняли в деревнях. -- Когда я был в Сербии,-- сказал Водичка,-- то в нашей бригаде любому, кто вызовется вешать "чужаков", платили сигаретами: повесит солдат мужчину -- получает десяток сигарет "Спорт", женщину или ребенка -- пять. Потом интендантство стало наводить экономию: расстреливали всех гуртом. Со мною служил цыган, мы долго не знали, что он этим промышляет. Только удивлялись, отчего это его всегда на ночь вызывают в канцелярию. Стояли мы тогда на Дрине. И как-то ночью, когда его не было, кто-то вздумал порыться в его вещах, а у этого хама в вещевом мешке-- целых три коробки сигарет "Спорт" по сто штук в каждой. К утру он вернулся в наш сарай, и мы учинили над ним короткую расправу: повалили его, и Белоун удавил его ремнем. Живуч был, негодяй, как кошка.-- Старый сапер Водичка сплюнул.-- Никак не могли его удавить. Уж он обделался, глаза у него вылезли, а все еще был жив, как недорезанный петух. Так мы давай разрывать его, совсем как кошку: двое за голову, двое за ноги, и перекрутили ему шею. Потом надели на него его же собственный вещевой мешок вместе с сигаретами и бросили его, где поглубже, в Дрину. Кто их станет курить, такие сигареты! А утром начали его разыскивать...

-- Короче говоря, мадьяры -- шваль,-- закончил старый
сапер Водичка свое повествование, на что Швейк заметил:
-- Иной мадьяр не виноват в том, что он мадьяр.
-- Как это не виноват? -- загорячился Водичка.-- Каждый из
них виноват,-- сказанул тоже!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Когда читаешь, начинаешь менее критично оценивать события, которые происходили у нас в стране после революции.
Кадр из фиьма "Бравый содлат Швейк" ( Чехославакия 1956 год)

image Click to view


 ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ  замечательного чехословацкого фильма.  :-)))
http://youtu.be/InOsVMoJ3Rw  Бравый солдат Швейк (1956) Художественный фильм Чехославакия  1-я серия
http://youtu.be/WmZWsXCXZ30   2-я серия  Швейк на фронте (1957год)  :-)

фильмы, Швейк, writer's block Гашек

Previous post Next post
Up