Когда я была маленькой, отношения с Китаем уже были испорчены, но какие-то связи между странами ещё оставались, вплоть до 1966 года, когда начался разгул хунвэйбинов во время "Культурной революции". А в 1969 году идеологическое противостояние СССР с Китаем закончилось вооружённым конфликтом на острове Даманский.
Моя старшая сестра в 60-х годах переписывалась с китаянкой, которая изучала русский язык в школе. Я тоже с интересом рассматривала эти письма и всякие китайские мелкие купюры с нарисованными заводами и грузовиками, которые присылала в конвертах китайская подружка.
Когда началась "Культурна революция," письма перестали приходить. Я часто тогда с тревогой думала о китаянке, мне представлялись всякие жуткие картины, как она пошла на почту отправлять нам письмо в СССР, а хунвэйбины схватили её за это и стали мучить. Мне так хотелось тогда верить, что с ней всё хорошо, потому что она с большой любовью писала нам очень добрые письма. В тот период по радио и телевизору постоянно шли репортажи о том, что творится в Китае, на слуху было это тревожное и непонятное для меня слово ХУНВЭЙБИНЫ.
А вот как обстояли дела в Китае на тот момент, когда я переживала за китайскую девочку.
После неудачи политики
«Большого скачка» Дэн Сяопин и Лю Шаоци усилили свои позиции в КПК. Вместе они начали экономические реформы, целью которых было исправление ошибок политики «Большого скачка». Они становятся популярными у населения и оказывают влияние на соратников по партии. Дэн и Лю стали проводить в тот период более гибкую и умеренную политику, в отличие от
радикализма Мао.
В
1961 году на конференции в
Гуанчжоу Дэн Сяопин произносит, пожалуй, свое самое знаменитое высказывание:
Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей - это хорошая кошка.
Но в 1966 году началась «Культурная революция», в ходе которой Дэн Сяопин оказывается в опале: снимается со всех постов и направляется простым рабочим на тракторный завод в провинции Цзянси. В это время Дэн начинает много писать. Но все же Дэну повезло больше, чем Лю Шаоци, который предстает перед судом, а затем погибает в тюрьме.
Для борьбы же с противниками Мао Цзэдуна создаются отряды хунвэйбинов .
Во время «Культурной революции» Дэн и его семья становятся целью хунвэйбинов : они схватили его сына,
Дэн Пуфана, которого сначала пытали, а потом сбросили из окна 4-го этажа, в результате чего он стал
инвалидом.
Среди хунвэйбинов существовали серьёзные противоречия. Часть хунвэйбинов была детьми зажиточных людей и кадровых работников, бо́льшая же часть была детьми рабочих и крестьян. В соответствии с этим организации хунвэйбинов делились на «красные» (условно «дети богатых») и «чёрные» (условно «дети бедных»). Между этими группировками была серьёзнейшая вражда.
1 июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао (рукописная пропагандистская газета), сочиненного преподавателем философии пекинского университета Не Юаньцзы, школьники и студенты организовались в отряды и начали выискивать подлежащих искоренению «монстров и демонов» как среди своих университетских преподавателей, так и среди представителей власти, которые пытались этих преподавателей защищать. На «классовых врагов» вешали дацзыбао, напяливали шутовской колпак, иногда надевали унизительные лохмотья (чаще на женщин), раскрашивали лица чёрными чернилами, заставляли лаять по-собачьи и ползать на четвереньках. Роспуск 26 июля 1966 года учащихся всех школ и университетов на шестимесячные каникулы способствовал разгулу молодёжи и пополнению рядов хунвэйбинов ещё 50 миллионами учащейся молодёжи.
Назначенный новый министр госбезопасности Се Фучжи заявил перед сотрудниками китайской милиции: «Мы не можем зависеть от рутинного судопроизводства и от уголовного кодекса. Ошибается тот, кто арестовывает человека за то, что он избил другого… Стоит ли арестовывать хунвэйбинов за то, что они убивают? Я думаю так: убил так убил, не наше дело… Мне не нравится, когда люди убивают, но если народные массы так ненавидят кого-то, что их гнев нельзя сдержать, мы не будем им мешать… Народная милиция должна быть на стороне хунвэйбинов, объединиться с ними, сочувствовать им, информировать их…»
Хунвэйбинам выделили поезда и они колесили по стране, наводняя ужасом города и деревни. Они отрезали косы и сбривали крашеные волосы у женщин, раздирали слишком узкие брюки, обламывали высокие каблуки на женской обуви, разламывали пополам остроносые туфли, заставляли владельцев магазинов и лавок менять названия. Хунвэйбины останавливали прохожих и читали им цитаты Мао, обыскивали дома в поисках «доказательств» неблагонадёжности хозяев, реквизируя при этом деньги и ценности. Постепенно эти отряды вышли из под контроля и стали самостоятельной преступной силой. Тогда против них была брошена армия.
Иногда хунвейбины оказывали сопротивление даже армии. Так, 19 августа в город Гуйлинь, после долгой позиционной войны, вошли 30 тысяч солдат и бойцов народной крестьянской милиции. В течение шести дней в городе истребили почти всех хунвейбинов. Мао угрожал, что если хунвейбины будут сопротивляться армии, убивать людей, разрушать транспортные средства или жечь костры, они будут уничтожены. В сентябре 1967г. отряды и организации хунвэйбинов самораспустились. Пятеро главарей хунвейбинов вскоре были высланы в глубокую провинцию работать на свиноферму, а 27 апреля 1968 г. нескольких руководителей «бунтарей» в Шанхае были приговорены к смерти и публично расстреляны. Осенью 1967 г. миллион молодых людей (а к 1970 году 5,4 миллиона) были сосланы в отдаленные районы, многие пробыли там более десяти лет.
Как-то, на фоне всех этих ужасных событий, я в присутствии отца стала в очень уничижительной форме высказывать оскорбления в адрес китайцев. Я на всю жизнь запомнила слова, которые тогда сказал мне отец, прерывая мою гневную тираду: "О китайцах так говорить нельзя. Это самая трудолюбивая и одна из самых великих наций. К ним нельзя относиться пренебрежительно, их нельзя не уважать. То, что там происходит - это очень трагично, но от этого нельзя менять своего отношения к китайской нации в целом". С тех пор я так китайцев всегда воспринимаю, даже когда сталкиваюсь с негативными проявлениями "китайской мафии-диаспоры" за границей или в Москве. :-)
Ну а чудеса, которые творят китайские мастера, наверняка удивляли не раз каждого из нас. Вот, случайно, наткнулась на видеоролик, на котором заснято "чудо" китайской цирковой дрессуры. Такое впечатление, что животные в Китае тоже приобщились "к великой нации" и не уступают по трудолюбию и мастерству самим китайцам. :-)
ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ КОЗА
Click to view
ТАНЕЦ ТЫСЯЧИ РУК
Click to view
http://youtu.be/UTrb6i7gJAk Балет. Три ноги и три руки на двоих.