Когда я взвешиваю все минусы и плюсы того, что судьба забросила меня на такой долгий срок в город Будапешт, то я одним из первых пунктов отмечаю возможность регулярно посещать Венгерский Государственный Оперный театр.
В Москве я в Большом театре бывала очень редко: пару раз в школе, потом в студенческие годы дежурила по ночам за билетами
http://inna-budapest.livejournal.com/9965.html, да несколько раз пациенты приносили билеты в знак благодарности.
Венгерский государственный оперный театр, ранее Венгерский королевский оперный театр - Открылся в в столице Венгрии городе Будапеште в 1884 году. Здание в стиле неоренессанс, украшенное росписью,орнаментом и скульптурами в духе барокко, было построено архитектором Миклошем Иблем в промежутке между 1877-1888 годами. Особенно впечатляет настенная живопись внутри здания и в зрительном зале: Берталана Секея, Мора Тана, Карая Лотца.
Венгерский государственный оперный театр является одним из красивейших в мире. У здания установлены памятники Ференцу Листу и Ференцу Эркелю, создателю национального гимна Венгрии и первому директору Венгерского государственного оперного театра. В Венгерской опере работали в разное время Джакомо Пуччини, Отто Клемперер, Бела Барток, Ламбнрто Гарделли, Янош Ференчик, Беньямино Джильи, Ева Мартон и другие видные деятели искусства.
Театр так же служит основной сценой и для Венгерского национального балета.
Полукруглый зал рассчитан на 1260 мест и считается третьим по акустике в Европе после миланской Ла Скала и Парижского оперного театра. В зрительном зале на балконах и в фойе установлены плазменные экраны, на которые передаётся изображение происходящего на сцене действия.
Внутри много переходов и всевозможных закутков с развешенными по стенам картинами и бюстами. Чувствуешь себя, как в музее: в фойе на разных этажах регулярно проводятся выставки с театральной тематикой, приуроченные к знаменательным датам.
Медная табличка над программой спектакля оповещает, что курить в здании запрещено. В тёплую погоду зрители курят на балконе в буфете или в антракте выходят на улицу через главный вход..
В театре очень демократичная атмосфера. Публика даже в воскресные дни на вечерних спектаклях и премьерах одета просто: кто во что горазд.
В вечерних платьях только престарелые венгерские дамы. А если встречаются молодые женщины в длинных нарядах, то очень большая вероятность того, что это наши соотечественницы. Вот и недавно на премьере "Летучего Голландца" я не ошиблась, выделив сразу из посетителей русскую пару.
По ходу особо современных оперных постановок, когда в зале много молодёжи, на фоне оваций могут свистеть и топать ногами в знак выражения зрительского восторга. Возникает ощущение, что находишься на стадионе.
Можно даже наблюдать и такую картину: в антракте респектабельная на вид дама разложит газетку с колбасой прямо на бархатных перилах ложи и начнёт подкрепляться. А в воздухе запахнет чесноком.:-)
На каждом этаже есть свой буфет. Помещение основного буфета опоясывают уютные коридоры с диванчиками, на которых можно расположиться в полумраке с чашечкой кофе.
Там же расположены и выходы на балкон с видом на красивейшую улицу Будапешта, внесённую в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО - проспект Андраши (венг. Andrássy út) с видом на дворец Дрекcлера (Drexler-palota).
Сначала в Будапештскую Оперу нас с мужем водила бесплатно приятельница-скрипачка,
которая там играла в оркестре. Затем случайно нам перепали в подарок абонементы от одной пожилой дамы, у которой уже не было желания туда ходить.
Так я узнала, что в Будапештской Опере есть различные тематические абонементы, которые можно покупать в определённые дни весной. Абонемент приобрести непросто - нужно стоять в длинной очереди, но если абонемент уже есть, то его можно менять каждый год на те же места без особых проблем.
Абонементы, который у нас оказались по случайности, были на очень дешёвые, но удобные дополнительные места в центральной ложе второго яруса.
В ложе два ряда по три сиденья, а сбоку у стены, на возвышении друг за другом, ещё установлены два таких же стула, как и в рядах. В последующем мы поняли: эти места оказались для нас большой удачей.
Преимущества: невозможно загородить обзор сцены, которая как на ладони прамо напротив, а спутнику дамы, сидящей перед ним чуть ниже, есть возможность обнять её или нежно гладить по плечу - никто ничего не заметит. :-)
В ложе снимают верхнюю одежду и приводят себя в порядок: есть вешалка и огромное зеркало.
Места настолько удобные, что некоторые немецкие туристы по дорогим билетам из второго ряда, постоянно пытались усесться на наши дешёвые. Приходилось их вразумлять и "ставить на место".:-))
Когда мы в последующем купили себе дополнительные абонементы на престижные дорогие места - то очень сожалели о наших таких "насиженных" и удобных дешёвых.
А абонементы, действительно, недорогие. Они считаются в какой-то степени льготными, так как рассчитаны, в основном, на венгерских пенсионеров и студентов.
В прошлом году, например, наши абонементы на 8 спектаклей - премьер (балет и опера) стоили около 16 ЕВРО. То есть по 2 ЕВРО за премьерный спектакль в центральной ложе. Это даже невозможно представить для Москвы.
А в целом, в зависимости от места и количества спектаклей, цена абонементов на год колеблется от 250 ЕВРО до 15 ЕВРО.
Абонементы тематические. По композиторам, балету и так далее.
Так как в течение десяти лет нами был просмотрен и прослушан уже почти весь репертуар, то последние годы выбор пал только на "Премьерный абонемент". Хотя премьеры современных постановок классических опер не радуют, а скорее удивляют.
Однако такая привольная жизнь с регулярным посещением Оперы, видимо, подходит к концу, как и все традиции, которые появились при социализме. Прошлой зимой дирекция театра неожиданно отменила действие наших абонементов по причине их нерентабельности и срыва многих спектаклей из-за кризиса. Зрителям пообещали вернуть деньги. Но настырные венгерские пенсионеры-театралы через суд и прочие инстанции добились восстановления своих прав, и дирекция вынуждена была в этом новом сезоне восстановить действие старых абонементов.
Таким образом, мои походы в Оперу на премьеры в этом сезоне продолжились.
Было время, когда мы ходили по абонементам всей семьёй вместе с сыном. Но когда он в старших классах школы увлёкся рок-музыкой и игрой на электрогитаре, то категорически отказался от семейных посещений Оперы.
Я до сих пор храню его послание, которое он мне написал и подсунул перед последним нашим предполагаемым совместным походом. Там перечислены по пунктам все причины, по которым его нужно "оставить в покое".
Вот последние фразы из этого письма:
-Вы идёте, а я остаюсь. Все занимаются чем хотят, и все довольны.
-Не ссоримся и не обижаемся друг на друга (я же не обижаюсь на тебя за то, что ты меня мучаешь).
-Я тебя очень люблю и надеюсь на понимание!
Это был заключительный аккорд нашим семейным походам в храм искусства.)))
Click to view
http://youtu.be/rzyxU1kDOQk