Sep 02, 2011 22:47
КАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ОТЕЦ У НЕЁ БЫЛ ПЕРВЫМ СОВЕТЧИКОМ, А ДОЧЬ ВЫРОСЛА ПОСЛЕДНЕЙ АНТИСОВЕТЧИЦЕЙ? (по Кнышеву) :-)
К началу 80-х количество диссидентствующих граждан в стране стало быстро нарастать. В Москве к кругу "творческой интеллигенции" постепенно присоединялись " прогрессивно настроенные" сотрудники НИИ, КБ, частично врачи и преподаватели ВУЗов. Творческая богема из непризнанных писателей, поэтов и художников, естественно, была в этом процессе АВАНГАРДОМ, а "протестное" своё творчество называла АНДЕГРАУНДОМ. :-)
Это сейчас нет проблем: создал никому не известный гений творение, да и выложил его в интернет, и все дела. А как раньше быть? На выставку картину не возьмут, книгу не издадут, музыку не запишут, песню на концерт не пропустят. Но, как ни странно, все эти трудности только придавали шарм жизни и творчеству наших непризнанных гениев. В Москве распространённым явлением были: домашние концерты бардов, читки в узком кругу собственных литературных произведений, художественные выставки, которые устраивали счастливые обладатели больших квартир в центре города.
"Продвинутая интеллектуальная тусовка" собиралась не только, чтобы приобщиться к духовному и обозначить свой протест "существующему режиму", но и себя показать, пофлиртовать и, что касается женщин, продемонстрировать свои наряды. Несмотря на дефицит и отсутствие у большинства денег, женщины все соответствовали: сногсшибательные наряды шили себе сами ( из штор, скатертей, крашеной мешковины, и даже из шёлковых флагов, раздобытых на работе). Украшения мастерили из всяких ракушек, деревяшек, камешек и бабушкиных бус, ну а французские духи тогда были практически у каждой москвички (после заключения торгового договора между СССР и Францией). И вот собирается такая публика на званый приём, где очередной гений будет читать свою "нетленку".
Рассаживаются все так, чтобы экстравагантные дамы перемежались с мужчинами. Каждый получает по бокалу с коктейлем или вином. Иногда перед началом чтения звучит музыка, вызывающая нужный настрой. Все затихают, и автор начинает читать... Сидя в течение полутора-двух часов рядом с соседкой, благоухающей настоящими французскими духами, потягивая коктейль из бокала, и прижимаясь коленом к коленке всё сильнее, мужская половина слушателей постепенно доходит до нужной "кондиции" и к концу, когда уже нужно высказаться о прослушанном творении, голосом с неожиданно возникшей хрипотцой произносится примерно следующее: "Потрясающе! Я получил неслыханное удовольствие, когда слушал! Очень сильное впечатление производит. Спасибо автору за тот накал страстей и эмоций , который нам всем удалось пережить. Гениально!"
А на следующий день этот "слушатель" звонит своей недавней соседке и говорит в трубку с придыханием:" Меня так потрясла вчерашняя повесть, что я теперь постоянно о Вас думаю. Не хотите ли встретиться и обсудить это мощное произведение тет-а-тет?" :-)
Я часто размышляю: чем мы в принципе отличались тогда от настоящих диссидентов. Да, настроены были антисоветски, но за страну свою все переживали. Когда наши войска, например, вошли в Афганистан - все мои знакомые были против этого, но когда по "Голосам" Солженицин, Довлатов и другие наши бывшие соотечественники и диссиденты стали призывать Запад бойкотировать Олимпиаду в Москве - это вызывало боль и недоумение. А если бы вдруг началась война, мы бы все пошли воевать и отдали бы жизни за Советский Союз и эту "ненавистную" советскую власть.
юность,
воспоминания