Сейчас страшное время. Современное искусство практически паразитирует на том, что было создано великими предками. Какое современное творение не начни анализировать, будь то театр, опера, живопись - обязательно нарвёшься на ремейк. Пелевин не зря сравнил современных авторов с некрофиллами в своём романе "Т"
В современном искусстве заправляют гомосекусуалисты Вчера я лишний раз убедилась в правоте этих выводов: побывала в Будапештской Опере на премьере "Летучего Голландца" Вагнера.
Сейчас во многих театрах мира идут постановки опер Вагнера к его 200- летию. И везде это стараются сделать с помпой или удивить зрителя неожиданными современными решениями постановки классической оперы. Режиссёров уже давно не волнует задача - донести до зрителя красоту и силу искусства, заставить его плакать и переживать. Главное - поразить и удивить. Самой дорогой на сегодняшний день считается постановка этой оперы в 3Д в Донецке, премьера которой прошла в декабре.
В Будапеште всё выглядело намного скромнее, но удивить и озадачить зрителя всё-таки постановщикам удалось.
Афиша "Летучий Голландец" на здании Оперы
И так, классический вариант оперы Рихарда Вагнера:
В 1839 г., возвращаясь из Риги в Лондон на паруснике, Вагнер попал в бурю и это произвело на него неизгладимое впечатление.
В 1840 г. композитор Вагнер написал первый вариант оперы на сюжет новеллы Генриха Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского. Премьера окончательного варианта оперы "Летучий голландец" Вагнера состоялась 2 января 1843 в Дрезденской Придворной опере.
Романтическая опера в трёх актах ( в классическом варианте) Место и время действия: побережье Норвегии, 1650 год
Корабль Даланда в бурю находит пристанище в бухте. Молодой рулевой остаётся на вахте и поёт песню о скорой встрече со своей возлюбленной. Потом он засыпает и не замечает, как в той же бухте встаёт на якорь призрачный корабль Голландца,который обречён на
вечное скитание по морям, имея возможность сойти на берег только раз в семь лет. Если ему удастся найти верную жену, он будет прощён; если же она изменит ему - то тоже будет проклята.
Как раз прошло семь лет, и Голландец сходит на берег, ищущим смерти. Однако он знакомится с Даландом и просит руки его дочери, задаривая того золотом. Даланд даёт согласие на свадьбу.
Во втором акте дочь Даланда Сента прядёт и поёт легенду о летучем Голландце. Охваченная сочувствием к его судьбе, девушка хочет любить несчастного и быть ему верной.
Входит молодой охотник, влюблённый в девушку Сенту, и рассказывает о том,что видел мрачный сон: Сента исчезла в море с незнакомцем.
В комнате появляется отец - Даланд с Голландцем и объявляет дочери о их помолвке.
В третьем акте на корабле шумно веселятся матросы с девушками. Голландцы с призрачного корабля отказываются веселиться вместе с ними и начинают петь свою песнь: все в ужасе разбегаются.
В это время бывший возлюбленный Сенты пытается её образумить, и их вместе застаёт Голландец, который подозревает Сенту в измене.
Чтобы избавить свою любимую от проклятия, он спешно погружается на корабль и отплывает, а Сента бросается в море со скалы, доказывая свою верность.
Корабль Голландца в тот же момент тонет, и герой находит долгожданное избавление в смерти. Вдалеке из воды появляются просветлённые образы Сенты и Голландца, соединённые вместе навсегда.
Новая постановка "Летучего голландца" одноактная опера. Видимо, это такой своеобразный перформанс: за три часа буквального сидения на одном месте без перерыва , зритель способен в полной мере разделить страдания героев на сцене. :-)
Кроме огромного экрана с проекцией на нём моря,неба,бури и корабля, никаких больше декораций на сцене за всё время спектакля не возникает. Можно перечислить, разве что три каната,свисающих с потолка, одну раму - символизирующую собой входную дверь в помещение и странного вида ткацкий станок, на месте которого более оправданно смотрелся бы компьютер.
Но самое первое потрясение у зрителей должен был вызвать белый туман, который после 20-ти минутной увертюры вдруг наполнил ни с того ни с сего сцену и потом утонул в оркестровой яме. Туман потом ещё раз появился на сцене в самом конце оперы - видимо он должен был настроить зрителя на мистический лад. Ведь без метафизики - такую оперу зрителю не понять. :-)
Скажу откровенно, как только на сцене появился матрос, карикатурно елозящий в болоньевом спальном мешке на молнии и поющий о своей любви, я сразу настроилась на комический лад. И не ошиблась: почти всю оперу с трагическим сюжетом я хихикала и еле сдерживалась, чтобы не смеяться громко. Соседка по ложе - престарелая утончённая дама, постоянно тоже закрывала лицо рукой . :-)
Но когда на сцене появились матросы, а потом девицы в майках с фотографиями своих возлюбленных на всю грудь - тут уж мы не выдержали с соседкой и залились хохотом. На спинах у всех были такого вида надписи, только вместо sale - имена своих любимых.
Развеселил и вид "сундуков" с сокровищами призрака-голландца: это были три на вид современных коффра, напоминающих футляры от аппаратуры. Эти сумки незадачливый отец - норвежец таскал за собой, боясь за их сохранность. Мало ли - народу на сцене всякого много.
Во время трогательной песни дочери за прядильным станком о своих мечтах стать возлюбленной Голландца, по сцене туда сюда ходила вульгарная на вид дама, разодетая, как хозяйка публичного дома: в мини юбке, на высоких каблуках, в красных колготках и с мобильным телефоном на поясе.
Последняя пляска моряков со своими возлюбленными, всё в тех же майках с портретами на всю грудь, увенчалась попойкой: заботливые девушки достали из целлофановых мешочков алюминиевые банки с напитками : то-ли с пивом,то ли "пепси - колой". Из них пили причмокивая, в промежутках между пением.
А непонятная конструкция на сцене тоже имела отношение к потустороннему миру и метафизике: как только у героев возникла любовь - то эта напраслина сразу обросла белыми пластмассовыми панелями: так рождалась на сцене гармония любви и верности.
Впечатление скрасила последняя сцена: на фоне пылающего на экране "Летучего Голландца" души героев соединяются в вечной любви друг с другом.
К сожалению, все чувства и страстные переживания, которые должна вызвать у слушателя пронизывающая музыка и сильное пение исполнителей , теряются на фоне нелепой постановки. И невольно сожалеешь о том,что теперь никто не ставит опер в классическом стиле.
Сейчас уже можно вполне говорить,что не "слушал", как было принято раньше - а "смотрел" оперу.
А последняя сильная сцена оперы "Летучий Голландец" напоминает всем нам,что любимым нужно доверять и верить. Лучше сто раз ошибиться неоправданным доверием, чем один раз предать и уничтожить всё напрасными подозрениями.
Фрагменты премьеры оперы "Летучий Голландец" в Будапеште.
Click to view
Самая дорогая постановка "Летучего голландца" в Донецке.
http://youtu.be/0w_fun-apWw