http://www.diary.ru/~wolfgang/p204090421.htm?oam#more1(я не смогла заставить себя перенести все фотки и комментарии: вот тут статья целиком)
Предупрежу сразу - все сказанное - это мое личное восприятие этого праздника. Если кто-то с ним не согласен - предпочту не спорить, а выслушать, что для вас лично - День Победы.
Также скажу, что никого не намерена обращать в свою веру. Скорее так - мне кажется, у меня есть единоверцы. и еще больше тех, кто, не осознает вот этого попадания в архетипы, рационализирует по-своему, но значимость этого праздника для него так высока, потому что попадает на неосознанные установки.
И еще одно Но. Я сознательно не рассматриваю идеологической и политической подоплеки праздника.
Я люблю этот праздник. С детства любила. В детском саду мы к этому празднику на утренник пели и танцевали разное, но был один танец, который подразумевал, что мы будем в гимнастерках и с пилотками изображать солдат. Не вся группа, а только 6 счастливчиков, 3 мальчика и 3 девочки. О, да, мне повезло, я была в этом числе. Интересно, как бы я пережила, если бы не была. Наверно, ревела бы.
День Победы, с одной стороны, праздник с политической окраской (особенно сейчас), с другой стороны - он как бы вне политики, потому что он - очень индивидуальный.
В общем-то, любой праздник подразумевает некий ритуал, а ритуал - сакральность. Он выходит за рамки нашего чувственного опыта и обращается к миру, который выше нашего и который влияет на наш мир. Ритуал - это хорошо, он нужен любому обществу, он позволяет не только помочь коллективу ощутить себя не скоплением индивидов, а нечто целым. Но и каждый отдельный участник ритуала переживает во время действа такой опыт, который поднимает его над повседневностью.
В общем, я давно подозревала, что День Победы - это праздник, связанный с культом предков. А культ Предка - это естественная, запрограммированная где-то на уровне подсознания религия моей мамы и моя. Думаю, отца - тоже, он любил кладбища, собирал свою родословную, я помню, как он смотрел на ветеранов, идущих по площади. На дворе был 1975 год...
В общем, мы имеем:
Сакральный смысл: культ предков.
Смысл ритуалов: апотропейный. Целая страна пережила великую беду, и совершает некоторые действия, которые призваны отпугнуть эту беду, предотвратить другую войну. Идея не новая, допустим, в вынесенной в эпиграф песне он напрямую озвучен. И не только в ней. Кстати, только мне показался этот праздник особенно значимым. Потому что в мире неспокойно, потому что рядом идет война, потому что может случиться беда еще большая, чем была и есть сейчас?
Теперь о ритуалах и героях праздника.
Главный герой праздника - ЖИВОЙ предок -герой. Собственно, самая сакральная фигура праздника.
Подозреваю, он нужен для подтверждения: да, это правда было, и не смотря на то, что наш жизненный опыт с подобным не сталкивался (и не дай бог, чтоб столкнулся). Но вот есть люди, которые это пережили. Или пережили подобное.
Поскольку главный герой праздника - предок, который пережил войну, а многие из них еще живы, то чествование ветеранов вполне понятная часть праздника. Пожалуй, главная. Собственно, большинство людей, приглашающих ветерана на праздник согласятся с мыслью - эти люди достойны круглогодичной заботы и почета. Но вот под 9 мая надо сделать нечто большее, чем обычно.
Поначалу, когда участников войны было много, была своя иерархия. Участники боевых действий явно имели право на большее внимание, чем труженики тыла, и внутри этой группы были свои градации. Важно не только то, что воевал, важно - где, с какого года. Теперь уже сам факт пребывания на фронте становится фактом значимым. Больше почета стали оказывать труженикам тыла. Вспомнили о детях войны - о которых раньше вообще речи не шло. То есть важен сам факт присутствия человека, имевшего отношение к тому времени, той войне.
В общем-то, фигура Ветерана становится довольно обобщающей - уже не стало так важно, что сделал этот конкретный человек - довольно того, что он сообща с другими внес свою лепту в общее дело. Популярный лозунг "Спасибо деду за победу" выражает именно этот смысл. И даже, если в повседневной жизни этот человек сложен - то на 9 мая это становится неважным, важно, что он - живой свидетель.
Но ветеранов становится все меньше. И появляются новые ЖИВЫЕ , которых ставят в один ряд с образом героического предка - ветерана Великой Отечественной: ветераны Афгана, локальных войн, чернобыльцы. То есть люди, от которых потребовались больше духовного мужества и жизненный опыт которых отличен от опыта масс.
Один из наиболее торжественных моментов праздника - проход колонны ветеранов на параде или их появление на митинге. Лет 10 назад, когда возраст ветеранов стал ощущаться обществом очень остро, появилась идея провезти ветеранов по Красной площади на машинах. Боевые наши деды отказались, прошли - ритуал требовал героизма и выносливости. Теперь ветераны не проходят по площади, но их присутствие на трибунах - это очень важно, без этого и праздник не праздник... Зато проходят ветераны других войн, чернобыльцы. И... но об этом - после.
Вывод: одна из наиболее значимых фигур ритуала - живые люди, соответствующие образу предка-героя, предка-защитника.
Не менее важная и сакральная фигура - умерший/погибший предок-герой.
В некотором роде в культе предков именно умершие предки были главной фигурой. Подозреваю, в ситуации, когда половина страны вернулась с фронта, а вторая половина - вкалывала в тылу и ждала первую, именно умерший герой был важнее. Живые вспоминали о них, увековечивали их память, а к себе как к сакральной фигуре не относились. Время идет, увы, умерших становится все больше.
Родившаяся идея Бессмертного полка (горжусь, что придумали ее наши томичи и конкретно - мои вузовские преподаватели) - это имитация прохода по площади живых ветеранов. Люди проносят по площади священные изображения своих предков.
Рассматривают их как замену живых. Никогда не забуду ту бабушку, которая потом смотрела военный парад. Она была маленькая и почти ничего не видела. Но в руках у нее был портрет погибшего отца. Она поднимала его, показывая ему парад. Стояла и плакала.
Мне нравится идея бессмертного полка, и я рада, что члены моей семьи в ней участвуют. Торжественный и очень личный ритуал...
До этого были более традиционные формы чествования умерших предков: посещение их могил и кенотафов (ибо как воспринимать еще памятники погибшим солдатам в селах и деревнях?) возложение цветов, проведение митингов. Они опять же приурочены к празднику, хотя никто не возбраняет людям посетить это место в другой день, на свадьбу. Но если пропустить сакральную дату праздника - это нехорошо, это стыдно, это - грех. В то время как вне этой даты - это просто достойный поступок.
К теме чествования умерших предков стоит отнести и деятельность поисковых отрядов. Они могут работать все это, но вахта памяти - такая, чтоб результаты были к 9 мая, к сакральной дате.
Об этих людях вполне естественно скорбеть, вспоминать их со слезами.
Демонстрация готовности следовать примеру предков.
Иначе проход по площади солдат, силовиков и особенно - детей (от кадетов до школьников и даже детсадовцев) - то есть заведомо не воевавших, необстрелянных и даже не бывавших в условиях, требующих особого мужества (в отличии от полиции и пожарных, например).
Рассказывание о достойных предках.
именно под 9 мая активизируются школы - ведут детей в музеи, к памятникам, приглашают ветеранов, проводят беседы. По радио и по ТВ - песни и фильмы. Можно и похвально рассказывать о предках в любое время, но к 9 мая - обязательно. Это создает настрой на сакральную дату. В это время все стимулирует людей вспомнить о своем предке, рассказать о нем младшим членам семьи. Настроить ребенка на нужный лад, чтобы он понял глубинный мысл праздника. Сегодня я шла по улицам Томска. Многие люди просто беседовали - о войне, о своих предках - участниках войны... Не было в этом дежурного, нудного. Это радует.
Имитация жизни предков.
Это, кажется, довольно недавний ритуал, порожденный тем, что выросли поколения вообще пороха не нюхавшие и беды не знавшие. Разыгрывание сцен из жизни предков - от профессиональных актеров, участвующих в спектаклях, до модного сейчас интерактива. Извините, а вот это сливается с карнавалом в том сакральном смысле, когда человек рядился не для забавы, хотя ему было весело.
Сегодня на Новособорной площади девушки из медтехникума очень серьезно имитировали жизнь фронтового санбата. Палатка, стол, крытый заляпанной кровью простыней, халаты с завязками сзади. Оказывали медпомощь всем желающим. Потом стирали окровавленные бинты, мыли руки из навесного руомоя... Даже понимая, что это не кровь, а гуашь - было очень выразительно.
По городу ездит старая техника и ходят люди в форме того времени.
(на фото автор статьи :))
И тут же современному человеку предлагается пилотку надеть, примерить ватник или плащ-палатку, прицелиться, подержать, залезть, попробовать. Прикоснуться к той жизни. Кто не готов рядиться и играть - все равно могут обозначить на себе нечто, относящееся к миру предков. Пилотку надеть, допустим, или ленточку повязать. Что бы там ни говорили об этой традиции - тот факт, что люди пожилые надевают эти ленточки и ходят с ними задолго до праздника - для меня знак. Они признали эту традицию как свою, для них ленточка стала знаком сакральным.
Молодежь? Одно время вязали эти ленточки где-попало, потом опомнились, стали к сакральным предметам относиться с большим почтением. Карнавал, который и праздничный, и... очень возвышенный, серьезный.
Взрослые (если не считать реконструкторов, музейных работников, актеров - то есть своего рода профессионалов в этом деле) в нем участвуют мало, зато дети... Правильно, они умеют играть на полном серьезе, не снижая действия до хохмы...
В общем, к чему я это?
К тому, что в празднике 9 мая есть нечто , что можно назвать сакральным, над-чувственным, нерассудочным. Даже для атеиста. Ддаже для человека, не склонного сакрализировать свою жизнь и не осознающего глубинные смыслы. Что есть некие моменты, которые можно назвать ритуалом празднования Дня Победы. И это нормально. Плохо будет, если этот день утратит сакральность, пусть не осознаваемую... Мне приходилось видеть, как сакральные ритуалы утрачивали свой глубинный смысл, становились формальностью.
Но для людей, которых я видела на улицах Томска и Северска 9 мая 2015 года этот праздник имел личный смысл.
Резюме уже моё.
Послание праздника (как и почти любого ритуала):
Было время, когда всем было Очень Плохо.
Вот люди, которые жили в то время, совершили Подвиг и при этом выжили. Вот они. Ну, либо вот их образ (увы, ещё лет 10 и живых ветеранов не останется).
Мы как они: вот, видите, мы связаны с ними через родство, через память, мы одеты как они, ведём себя как они.
И если нам опять будет Очень Плохо, мы тоже сможем совершить Подвиг и при этом выжить.
Но поскольку мы наследуем за ними, Очень Плохо испугается и не придёт.
И военные парады, желание вывести самую крутую технику, части самых крутых войск и т.п. в этом смысле сродни праздничным одеждам и выставлению на стол самых вкусных и в большом количестве блюд, т.е. действие тоже ритуальное: если у нас сейчас много силы и крутых стрелялок, то зло испугается и убежит.