****

Oct 12, 2023 01:14

Полтора года наблюдаю людей с новой точки зрения, и главным вопросом остаётся: чем люди, одобряющие нашу войну, отличаются от прочих людей? Какое именно человеческое качество (черта характера, склад ума, особенность мировоззрения) становится почвой для воинственного патриотизма?
Признаться, я ожидал найти какой-то однозначный ответ, конкретный осколок в глазу Кая.
Но никакой общей ключевой черты я в этих людях не нашёл, они всё же довольно разные. Зато стали понятны общие корни и предпосылки, та самая почва, на которой растут люди «Z».
Почву я вижу так:

1) Полярность мышления

В каждом советском и даже пост-советском ребёнке крепко вбито деление на своих и чужих. Мы впитали это с нашими детскими играми: есть красные и белые, есть «наши» и есть «фашисты». Мы впитали это, как данность: если в нашем дворе все были «свои», то в соседнем - уже другие, не совсем свои. А в соседнем микрорайоне - там уже чужие, с ними война, туда в одиночку ходить опасно.
И если человек вырос с этим ощущением «вокруг враги», - то даже много лет спустя достаточно потянуть за ниточки и указать на врага: «Чужие - там! Они - враги! Они - фашисты!». И человек легко включается в знакомую парадигму, готов увидеть врага, этот расклад ему с детства привычен.

2) Вектор силы.

Мы выросли в среде, где насилие воспринималось, как житейская норма. Язык силы для многих - привычный, понятный с детства.
Бей первым. Покажи им всем силу, утверди свою власть, будь мужиком, - эти установки для многих намного понятнее, чем какая-то «толерантность» и уважение к правам других. Правда - в силе.
И эти люди радостно готовы включиться; если не на практике, то уж с дивана - точно. Тем более, что враги указаны.

3) Мама всегда права.

Приверженность абсолютной правоте своей родины: мама всегда права, мама ошибаться не может. Тут происходит удивительная подтасовка и наложение смыслов: люди как будто уже не видят разницы между родиной (местом рождения, своими корнями и культурой) и государством с его текущей властью. Всё складывается в один патриотический бутерброд: и берёзы-осины, и Пушкин-Есенин, и та самая огромная «родина-мать», и подвиги дедов, и нынешний царь с боярами. Всё это прессуется в один образ Родины, в чьей правоте немыслимо усомниться. Мама сказала - значит, так надо.

И этой незамутнённой любовью к Родине запросто можно прикрыть и оправдать что угодно. Как в культовом нашем фильме, где обаятельный «брат» запросто расстреливает десяток человек, и между делом повторяет:

И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое -
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

4) Справедливость - для «наших». Мышление клана.

Интересы близких - превыше справедливости. Родственникам и друзьям, «ближнему кругу» следует помогать в любом случае: даже если они не правы, даже если они преступники. Тот же Брат-Багров в какой-то момент понимает, что Брат-Сухоруков - явный бандит, но продолжает за него впрягаться - ведь он же брат, свой! Отсюда этот популярный нынче вектор: «разбираться будем потом, а сейчас нужно просто поддержать «наших». Эта круговая клановая порука очень сильна даже на самом бытовом уровне коммунальных ссор, и запросто проецируется на всё остальное.

Это мышление бандитского клана, мышление футбольного фаната, но в этой модели живёт множество наших людей. Все представления о добре и зле, о справедливости и морали запросто искажаются, смещаются во имя выгоды «своих», или же вовсе отходят на третий план. А главным фактором, который определяет поведение и мировоззрение человека, становится разница между «своими» и «чужими».

5) Вера.

Есть люди, предрасположенные к вере - в какого-то бога, в какого-то лидера, в какой-то ясный миропорядок. Им нужно зацепиться, примкнуть к понятной картине мира (опять-таки, с «хорошими -нашими» и «чужими-неверными»). Они идеалисты. И они искренне мыслят себя воинами света и добра, и для них вера в правоту государства сродни религиозной. И с этими милыми, добрыми, искренне верующими людьми спорить бесполезно.  Что бы там дальше не было, как бы не повернулась история, они продолжат верить.

Но очень интересно: как всё это будет прописано в наших учебниках истории лет через десять-двадцать. И что нынешние «Z» будут рассказывать своим детям и внукам.

текст

Previous post Next post
Up