Беломорское кладбище, часть 8. Голубцы и тазики.

Aug 15, 2019 01:39




Кадры сделаны на кладбище Беломорска - города относительно нового, но рядом, на реке Выг, с конца XVII века существовала Выгорецкая обитель, один из центров старообрядчества. И не случайно здесь, пусть и в такой упрощённой форме, встречаются голубцы.

Вот простой поздний голубец, 1952-й год, к середине века традиция уже исчезала. И надо сказать, я в сети пока не встречал серьёзных исследований по голубцам - но изначально это были памятники старообрядческие, корнями уходящие чуть ли не в язычество. Над могилой ставилась "домовина", то есть как бы миниатюрный домик, а над этой домовиной - столбец, и тоже, как правило с двускатной крышечкой. Затем от традиции остались только столбцы-голубцы, и они ещё встречаются в тех регионах, куда старообрядцы уходили после никоновской реформы. Как сказано в одной из редких статей на тему, «Старообрядцы осуществили своего рода «эвакуацию» старой, дониконовской культуры на окраины России» - и традиция сохранялась вплоть до среднесоветского времени на Русском Севере (это я видел своими глазами) и в Заволжье (Керженские скиты, это я только намереваюсь увидеть).

Фотографий дореволюционных голубцов мало - но даже по редким кадрам видно, что существовала целая мемориальная культура - с искусной резьбой и украшениями.  Под скатом голубца традиционно помещалась иконка того святого, чьё имя носил покойник, деревянная или железная (часть складня), - теперь в этих квадратиках пусто, их похитило время или охотники за антиквариатом. Были и другие традиции - например, недавно местный житель, который водил нас по заброшенному карельскому кладбищу, рассказал, что если покойница была рукодельницей, мастерицей вышивки, то к навершию голубца крепили две катушки ниток.
Или вот гвоздик на голубце (там дальше есть ещё один) - не случайно же. Что-то крепилось на гвоздик.











Вот какая-то переходная форма - вроде голубец, но с «застеклением».  Памятники в одной оградке - стало быть, родственницы, но у той, что умерла в 1939-м - голубец,  а у той, что в 1968-м - уже просто крест.

Теперь тазики.  Это моё условное название - но кажется, что именно из типичных тазов, выпускавшихся советской промышленностью, и делались эти «капсулы».  По крайней мере, я видел пару случаев, где точно - тазик, даже с ручками.  Тоже северная специфика, в средней полосе почти не встречал.  И это ведь тоже в своём роде попытка создать «домик для души», «капсулу памяти», защищённую от дождя и снега. Мини-склеп. Внутрь помещалась фотография, цветы, иногда что-то ещё (например, игрушка, если детская могила) - но эти попытки защитить фотографию от времени редко оказывались успешными.   В большинстве «тазиков» теперь - какие-то трудноразличимые остатки того, что было фотографией и цветами.















P.S. Чуть ли не единственный материал по голубцам, который я пока что нашёл - глава из книги отца и дочери, исследователей северной архитектуры Ополовниковых, вот ссылка: http://kenozerjelive.ru/opolo-mogily.html Если вы знаете какие-то ещё материалы по голубцам и северной кладбищенской культуре - пожалуйста, делитесь.

кладбища, фото

Previous post Next post
Up