Сравните американский университет и НИИ, принадлежащий РАН

Jul 01, 2013 22:25

Оригинал взят у silent_hussar в Сравните американский университет и НИИ, принадлежащий РАН
Кратко опишу, что можно увидеть в американских исследовательских университетах. Как показывает жизнь, эта система работает достаточно эффективно. Читателям, знакомым с обстановкой в РАН, предлагаю самим решить, что из этого может подойти в российских условиях, а что нет - в свете ожидаемой реформы.

Научная среда здесь очень конкурентная и мобильная. Конкуренция начинается уже на уровне младшего научного сотрудника (Graduate Research Assistant), которые работают на контрактах, обновляемых каждые 6-12 месяцев. Ими могут быть только студенты магистратуры и докторантуры; заниматься научной работой по найму им разрешается не более 20 часов в неделю, и за эти должности студентам приходится конкурировать. Чтобы стать учёным (т.е. заработать степень PhD), это делать рекомендуется, как правило, в двух-трёх различных университетах. Учёный, заработавший степени бакалавра, магистра и доктора в одном и том же вузе, выглядит как минимум странно и имеет меньше шансов для продолжения своей научной карьеры.

Докторантура в американских университетах длится обычно четыре года; помимо научной работы аспирант должен прослушать не менее 6-8 учебных курсов повышенного уровня и сдать по ним экзамены. Аспирант имеет двух научных руководителей - основного и запасного на случай ухода первого. Учёную степень PhD присуждает не специализированный совет, а временная разовая комиссия, состоящая минимум из пяти учёных (научный руководитель, два официальных оппонента, член своей кафедры и член посторонней кафедры - обычно из другого университета). Публикаций результатов научных исследований в журналах от соискателя могут не потребовать, но в этом случае комиссия должна дать положительное заключение о возможности их опубликования. Никакой ВАК защиту не утверждает. Эти правила в разных университетах могут слегка отличаться.

Мобильность также проявляется в том, что аспиранты (свежие PhD) по выпуску не могут быть оставлены работать в своём университете; они отправляются в свободное плавание постдоками. Научные работники-постдоки заключают контракты обычно на один год с возможным продлением два раза. Затем после трёх лет у них есть лишь два пути: либо искать аналогичную должность в другом университете или даже в другой стране, либо претендовать на должность Assistant Professor (доцента), порой участвуя в конкурсе 30 и более человек на место и, как правило, в другом городе или даже стране.

Постоянных должностей вроде младший/старший/ведущий/главный научный сотрудник и тем более академик, в американской науке практически нет; как правило, половину рабочего времени научный работник обязан заниматься преподаванием и он называется профессором (с приставками Assistant/Associate/full) или обобщённо - [research] faculty. Когда такой профессор выигрывает по конкурсу научный грант, он и только он распоряжается этими деньгами. На них он самостоятельно нанимает научных сотрудников и старается держать их в чёрном теле, выжимая максимум отдачи. Например, если грант выдан профессору на три года, то он нанимает постдоков только на один год и только за две недели до окончания срока сообщает о продлении контракта на следующий период.

Типичная учебная нагрузка профессора - 2 курса на уровне балакавра в осеннем и 2 курса в весеннем семестре. Если курс предназначен для магистров или докторантов, то один такой курс засчитывают за два бакалаврских. Каждый стандартный курс - это три часа аудиторного времени в неделю. Домашние задания в бакалврских курсах проверяют ассистенты, нанятые из числа студентов магистратуры. Они же проводят консультации со студентами и иногда ведут лабораторные занятия. Типовой семестр - 16 календарных недель, из них одна неделя выпадает на праздники или каникулы.

Должности со странным названием Research/Clinical Professor всегда являются временными. Их создают из средств научных грантов и когда срок гранта заканчивается и его продления не ожидается, такой профессор получает мягкий пинок под зад и выходит на рынок труда. Вполне может сложиться и так, что новую работу он сможет найти лишь в противоположном конце страны или даже на другом континенте. Это порождает мобильность.

Такое понятие как "научная школа" в Америке считается негативным явлением, способствующим монополизации и застою. Поэтому выпускник докторантуры в принципе через несколько лет возвратиться на профессорскую должность в свою альма матер, но лишь при условии, что его научный руководитель уже покинул эту кафедру. Американская наука делает ставку не на научные школы, а на блестящих учёных-одиночек, которые нещадно эксплуатируют зависящих он них постдоков и Research/Clinical Professors. Иногда эти учёные создают временные творческие коллективы для работы над крупными научными проектами.

ссылка, наука, мне

Previous post Next post
Up