Большинство людей деньги зарабатывают. То есть меняют их на свою рабочую силу. Или на свой труд (для самых умных). Или на результаты труда (это уже мелкое предпринимательство).
Меньшинство устроилось гораздо лучше. Они получают прибыль в результате посредничества или путём присвоения прибавочной стоимости, эксплуатируя чужую рабочую силу. Более везучие из класса собственников имеют не прибыль, а ренту.
Ну а самая-самая элита эксплуататорского класса делает деньги самым-самым простым способом - эмитирует. Чего проще! Чего надёжнее! Но тёплых мест со своим собственным печатным станком в мире очень мало.
А в Интернете - много. Пока.
К чему это ваш покорный слуга изображает из себя
Маркса с Энгельсом? А к тому, что экономика, сделав виток за 200 лет, вернулась к аналогичной ситуации, только уже в виртуальном мире. Можно работать. Можно торговать. Можно эксплуатировать трудовой народ. А можно открыть свой маленький мир.
Ксендз говорит раввину:
- Вот вы простой раввин и умрете раввином. А я надеюсь со временем стать епископом.
- Допустим. Что дальше?
- А епископ может стать кардиналом!
- Допустим. А потом?
- Ну... кардинал может стать папой.
- А дальше?
- Что дальше, что дальше?! Не может же человек стать Богом!
- Как сказать... Одному еврейскому мальчику это удалось.
пока анекдот
Так вот, в Интернете человек подобен богу. Имеет возможность создавать собственные миры. И устанавливать в них собственные правила. И быть там всемогущим и всеведающим, не знающим ограничений и законов, кроме самолично установленных. И, в числе прочего, эмитировать собственные виртуальные ценности в любом количестве. Таковы сетевые игры. Таковы социальные сети. Таковы платёжные системы.
Только вот собственный народец слепить из глины пока не получается. Приходится заимствовать подданых у реального мира. Это недорого, лицензионных платежей за свои произведения Создатель не берёт. Самые ценные интернет-проекты - те, которые смогли привлечь больше всего пользователей. Их капитализация чётко зависит от числа участников и гораздо меньше - от текущего годового дохода. Потому что участники соцсети или вирмира - это не клиенты.
Клиенты не составляют капитал офлайновой компании. Инвесторы не будут смотреть, сколько у тебя клиентов, они потребуют сведения о прибылях и убытках. Высокая прибыль - дорогие акции, низкая прибыль - дешёвые акции, нет прибыли - пошёл вон, банкрот. Сколько при этом у компании клиентов, не так важно. Да хоть бы один-единственный. На капитализацию это влияет слабо. Совсем другой разговор для интернет-проекта. Тут число привлечённых пользователей на первом месте. И совершенно бесприбыльная онлайновая лавка, но с миллионами участников может стоить дороже заводов, газет, пароходов. Именно потому, что пользователи - не клиенты. Они - жители виртуального мира, где владелец имеет возможность эмитировать собственные деньги и виртуальные ценности. Чем больше жителей, тем больше эмиссия.