С ростом популярности онлайновых игр, с ростом их денежных оборотов раскаляются соответствующие отношения и на юридическом фронте.
"Рагнарек",
"Lineage", далее везде.
События вокруг онлайновых игр напоминают сабж. Следить за битвой юристов и технарей интересно, поскольку соперники качественно отличаются. Не могут ответить симметрично, не владеют оружием противника. Следовательно, результат непредсказуем. Одно маленькое качественное отличие может решить исход битвы.
"Является ли онлайновая компьютерная игра объектом авторского права?" - вопрос некорректный. Игра состоит из множества объектов и сервисов. По каждому из них предстоит отдельный разговор.
Составляющая игры
Является ли объектом АП? Можно ли обойтись без неё? Сложно ли создать свободную (GPL, BSD, CC) альтернативу?
программа-серверданетзадача умеренной сложности
программа-клиентданет
(кроме браузерных игр)сложно
графические элементыдада,
но пользователи отвернутсяочень сложно
(но можно оставить использование контрафактной графики на совести пользователя)
идеянетнет-
название игрыдадалегко
правила игрынетнетлегко
картыпод вопросомнетне очень сложно (но непривычные карты оттолкнут пользователей)
персонажидадалегко
тексты,
их переводданетнетрудно,
но долго
музыка,
озвучка,
шумовое оформлениедадатрудно
(но можно оставить использование контрафактной музыки на совести пользователя)
протоколы обменанетнетпонять чужой формат или протокол можно, однако обладатель может его внезапно поменять
форматы данныхнетнетнетрудно
Оказалось, не так уж сложно написать альтернативный игровой сервер, к которому игроки могут подключаться как с помощью альтернативных клиентов, так и "фирменных", проприетарных программ-клиентов, которые для такого дела чуть-чуть модифицируются (или коннект осуществляется нештатным образом). Юристов этот ход технарей не обескуражил. Оставив небольшой отряд оборонять почти безнадёжную позицию "патентование программы-сервера", остальные занялись обороной других элементов игры. В начале 2000-х "персонаж" окончательно был признан
объектом авторских прав, хотя раньше с ним определённости не было. Сейчас борьба идёт за карты.
Кроме того, юристы развивают наступление в направлении "нарушение АП пользователями", которое прикрыто недостаточно. Изготовить альтернативные программы-клиенты под свободными лицензиями оказалось довольно сложно. Без профессиональной графики теряется большая доля привлекательности. С другой стороны, использование крякнутых "фирменных" клиентов - это, конечно, нарушение. Но нарушение пользователей, а не владельцев игрового сервера. И нарушение труднодоказуемое в силу права на неприкосновенность жилища.
Накал борьбы нарастает с ростом сумм, которые спускаются игроками. В ход идёт административный ресурс и откровенно незаконные методы правоохранительных органов. В ответ применяется техническая анонимизация и манипуляция с юрисдикциями мест размещения серверов. Что интересно, каждая из противоборствующих сторон применяет свои собственные методы, отвечает исключительно "несимметрично".