Под впечатлением от недавно увиденного хочу рассказать о замечательном художнике Александре Петрове. А.Петров - один из самых известных в мире российских аниматоров, рисующий сложнейшей техникой - "живописью по стеклу", ставшей визитной карточкой художника.
Александр Константинович Петров родился 17 июля в 1957 году в селе Пречистое Ярославской области. В 1976 году окончил Ярославское художественное училище. По окончании художественного факультета ВГИКа (мастерская И.Иванова-Вано) в 1981 году пришел в анимацию. Работал как художник-постановщик анимационных фильмов на киностудии «Арменфильм» в Ереване (1981-1982 г.г.) и на Свердловской киностудии в Екатеринбурге (1982-1992 г.г.). С 1987-го по 1988 год изучал основы режиссуры на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве (мастерская Ф. Хитрука, Ю. Норштейна, Э. Назарова).
Как автор сценария и режиссер в 1989 году дебютировал фильмом «Корова» по повести Андрея Платонова, и с тех пор рисованное кино стало его визиткой.
Click to view
Затем был «Сон смешного человека» по рассказу Ф.Достоевского. После окончания работы над своим вторым фильмом в 1992 году А. Петров вернулся в Ярославль, где открыл студию «Панорама». Там же в 1996 году была снята трагически красивая «Русалка».
Click to view
Фильмы А. Петрова неторопливы и лиричны, наполнены метаморфозами, а живописная манера создает изумительно красивое переливчатое изображение. «Я всегда стараюсь совместить реальность с вымыслом. Для меня это - любимый художественный прием. Мне нравится через сон, через «электрошок» воспоминаний найти образ и передать состояние героя или подчеркнуть философскую мысль», - говорит художник.
С 1996-го по 1999 год Александр Константинович жил в Монреале (Канада), где снимал картину «Старик и море». Этот первый анимационный фильм для кинотеатров с большим экраном IMAX в 2000 году принес режиссеру статуэтку «Оскар» в категории «лучший короткий анимационный фильм».
Click to view
Последний его фильм "Моя любовь" по роману Ивана Шмелева также получил большое признание на фестивалях в России и за рубежом.
Участник всероссийских и международных кинофестивалей, Александр Петров награжден множеством призов и дипломов. Лауреат Государственной премии России за 1990 и 1995 годы. Член Союза кинематографистов России, член международной ассоциации аниматоров АСИФА, член Американской киноакадемии.
Александра Петрова без преувеличения называют «полпредом российской анимации в мире». Петров - единственный русский режиссер, чьи работы четырежды попадали в число оскаровских номинантов: «Корова» (1990г.), «Русалка» (1998г.), «Старик и море» (2000г.), «Моя любовь» (2008г.)
Впечатления от фильмов Александра Петрова незабываемы. Живописное полотно на экране обретает воздух, дыхание, и, самое главное - движение. А значит - душу и жизнь. Чтобы добиться такого эффекта, художник использует прозрачные масляные краски, но пишет ими не на холсте, а на ярусах стёкол, просвеченных особым способом снизу так, чтобы в кадре возникал воздух. Поэтому его фильмы так насыщены светом. Причем мастер редко использует кисти - творит исключительно пальцами. «У Саши в ногти, в прожилки кожи, даже в бороду въелась краска. Когда он выходит из павильона, лицо измазано почище, чем у вождя краснокожих», - подмечают очевидцы творческих порывов художника.
Каждый кадр в его работах - уникальная картина, которая существует на экране лишь мгновение. Снятая на камеру, она полностью или частично стирается и на ее место Петров рисует новую фазу движение, и так кадр за кадром. Память об исчезнувших с поверхности стекла живописных образах хранит лишь киноплёнка. На создание нескольких минут такой анимации уходят месяцы и даже годы. Но это то время, за которое созревает идея, оттачивается движение и из-под чутких пальцев художника рождается материя, называемая "ожившей живописью".
Я успела посмотреть лишь две первые работы художника - "Корову" и "Сон смешного человека". Но уже после первой поняла - Петров - художник огромного таланта и невероятной силы воздействия, его картины глубоки так же, как и произведения, по которым он рисует. Ведь переложить на визуал Достоевского или Платонова, не утратив всей мощи и глубины произведений, крайне сложно. Но Петрову это удаётся, его анимация не просто дополняет великие литературные произведения, она - самодостаточна. И еще хочется отметить - Александр Петров исконно русский художник.
К слову, в его картинах отлично подобранный аудиоряд и прекрасное озвучивание.
У меня впереди еще три работы, а всем любителям вдумчивой литературы и кино, всем ценителям русского искусства - очень рекомендую творчество Александра Петрова.