Евромайдан продолжается, и всё чаще недоумевающие противники евроинтеграции задают один и тот же вопрос: как так вышло, что сегодня абсолютно все украинские центральные новостные телеканалы подают точку зрения оппозиционных сил (условно-живой «Перший національний» - не в счёт)? И каким образом стала возможной ситуация, когда в телеэфире, в столь переломный и напряжённый для государства момент, вообще не оказалось объективной и правдивой информации?
Конечно, сегодня все знают, что за каждой телекомпанией стоит владелец-олигарх; что «кто девушку платит, тот её и танцует»; и что любое СМИ сегодня выражает в эфире волю своего владельца. Но больше удивило другое. Пусть бы даже корреспонденты выдавали предвзятую однобокую информацию, как того требует хозяин, но хотя бы озвучивали происходящее в спокойной манере, без пафоса! Но нет! Они начитывают свои репортажи пламенно, в революционном запале! Особенно это заметно на стендапах: глаза горят, голос дрожит от волнения, и, кажется, ещё мгновенье - и журналист отбросит микрофон в сугроб и прямо в эфире побежит строить баррикады.
Я уже молчу о звучащих с экрана откровенных оскорблениях участников Антиевромайданов, о подставных синхронах, об умалчивании «неудобных» фактов, о призывах к свержению власти, о нацистской пропаганде, о подхалимстве перед наглыми западными политиками, о явном вранье в телерепортажах. Чего только стоит легенда о том, что на Майдан 8 декабря вышел 1 миллион человек! Миллион - это, например, население целого Днепропетровска. Кто-то всерьёз считает, что на одной площади, даже с учётом прилегающих улиц, мог поместиться весь Днепропетровск? (Это так, приблизительное наглядное сравнение. Для любителей более точных расчетов есть сервис «Google Earth»). Или взять красивую телевизионную сказку о том, что майдановцы живут исключительно за счёт подношений сердобольных киевлян. Видимо, такими частными подношениями являются и привезённые на грузовике штабеля одинаковых банок с тушёнкой, и ряды коробок сгущённого молока, и тысячи матрацев, и кипы новых однотипных одеял, и распечатанные промышленным способом листовки, плакаты, наклейки, флаги и т. д., и т. п. А армейские палатки, которыми нынче уставлен весь центр Киева - это, очевидно, вспомоществование какого-нибудь неравнодушного дедушки, который ещё с войны принёс 100 палаток и теперь решил отдать на Майдан, чтобы место в кладовке не занимали?
Это всё мы наблюдаем в эфире уже почти месяц.
И ведь люди верят! Логику включить, видимо, не пробовали. Калькулятор - тоже. А альтернативной информации нет. И получается: «Ну, так ведь по телевизору же сказали, передали по всем каналам - значит, правда!»
А ведь ещё не забывайте о той дискредитации властей, антироссийской пропаганде и прооппозиционной евроинтеграционной агитации, которой эти телекомпании занимались и раньше - монотонно, изо дня в день, в будни и праздники, на протяжении нескольких лет! Ведь не 21 ноября 2013 года все они вышли в эфир…
И надо отметить: нечистоплотные телевизионщики добились значительных успехов. Именно вследствие их активного пиара сегодня не то что половина страны, а половина населения планеты Земля уверена, что все, как один, сознательные и интеллигентные украинцы поднялись на борьбу со зверским тоталитарным режимом ради европейского будущего. А те, кто выступает против Майдана, евроинтеграции и оппозиции (в нынешнем её виде) - те стараниями продажных СМИ выставлены поголовно алкашами, бомжами, наркоманами, выжившими из ума пенсионерами и люмпенами с тремя классами образования, которых свозят на Антиевромайданы исключительно за 100 грн., бутылку водки и пакет гречки.
Чтобы так виртуозно лицемерить, надо действительно так думать и чувствовать. Против собственной воли и совести нормальный журналист не может лгать настолько вдохновенно. И что любопытно: среди таких пылких «борцов за идею» я лично знаю несколько человек, которые ещё лет 5 - 10 назад имели прямо противоположные, пророссийские взгляды (коих, кстати, придерживались всю сознательную жизнь - то есть, условно говоря, с рождения).
Конечно, можно предположить, что эти корреспонденты - хорошие актёры, которые наступают на горло собственной песне, чтобы не потерять работу. Но их страницы в соцсетях красноречиво свидетельствуют об обратном. Тематика статусов, комментариев, лайков и перепостов говорит в пользу того, что люди действительно кардинально поменяли взгляды. Их уже не смущает нацистская сущность «Свободы», они с гордым видом фотографируются под красно-чёрными знамёнами УПА и презрительно называют участников Антиевромайданов «москалями» и «быдлом». С чего же вдруг такое массовое перевоплощение?
И вот днями на просторах интернета мне попалась любопытная картинка.
Логотипы USAID и IREX показались знакомыми. Кажется, это как-то связано с Одесским национальным университетом им. Мечникова?..
И почти сразу после этого я нахожу на другом ресурсе статью «Украина над пропастью» (
http://nvdaily.ru/info/16547.html). Читаю. И вдруг - снова USAID! «Обширная информационная сеть проамериканских и проевропейских журналистов и блогеров, созданная и поддерживаемая этими организациями, «охватывает все регионы Украины, включая и Восток и Юг, где раньше пророссийские настроения были доминирующими. «Нельзя сказать, что усилиями USAID удалось полностью поменять настроения в пророссийских регионах, но процесс запущен и идет все активнее», - констатируют в Партии регионов. В информационных и пропагандистских целях функционерами USAID, НДИ и «Интерньюз Нетворк» в Житомирской, Запорожской, Луганской, Одесской и Тернопольской областях проводятся тренинги для украинских журналистов и активистов НПО - пользователей сетями Facebook, Twitter и Live Journal. По информации украинских экспертов, сотрудники USAID на Украине, используя партнёрскую неправительственную организацию из Нидерландов - Европейский центр журналистики (European Journalism Centre), активно продвигают проект «MediaNet». Проект «MediaNet» предполагает объединение независимых украинских журналистов, редакторов электронных СМИ, блогеров, активных участников социальных сетей, представителей общественных организаций и молодёжных лидеров в единую сеть, которая позволит Вашингтону в нужный момент оказывать весьма эффективное влияние на политические процессы на Украине», - говорится в статье.
Вот оно что! Пасьянс под названием «Евромайдан» сошёлся. Западные политтехнологи начали готовить эту грандиозную афёру через украинскую систему высшего образования, как минимум, с 2000 года.
Итак, в 2000-м году в Одесском национальном университете им. Мечникова начинает функционировать новая специальность - «Журналистика». Время от времени в процессе учёбы студентам раздают бесплатно какие-то учебные пособия по журналистике - яркие, красивые книги, на хорошей бумаге, с качественной полиграфией. Книжки выглядят достаточно авторитетными изданиями, они доступно и убедительно составлены, удобно структурированы. В целом, можно сказать, что они вызывают желание учиться по ним и следовать тому, что в них написано.
На обложках, как вы уже, наверное, догадались, красуется логотип USAID. А также встречается IREX, Freedom house и IMI (Институт массовой информации). Как, нимало не стесняясь, сообщают нам прямо на страницах учебника сами издатели, IMI - это украинская негосударственная организация, основанная в октябре 1995 года украинскими и зарубежными (!) журналистами. Среди задач организации - содействие развитию независимой украинской журналистики и (внимание!) её интеграции в европейское и мировое информационное пространство. И, наконец, мы узнаём о том, что IMI осуществляет 2 проекта по усовершенствованию студентов факультетов журналистики: по соглашению с Киево-Могилянской академией (финансирование - МИД Франции), а также - факультетами журналистики Львовского, Черновицкого, Донецкого и Луганского университетов (финансирование - ОБСЕ).
…Сегодня, подводя итоги деятельности IMI за эти годы, можно уже не сомневаться, что под «независимой журналистикой» авторы пособий подразумевали независимость от исторической памяти и здравого смысла, а под «усовершенствованием студентов» (формулировка-то какая! - прим. авт.) - превращение максимального количества журналистов в апологетов идеи евроинтеграции.
…Так вот, среди проектов IMI Одесский университет не значился, но IMI-шные книги там успешно распространялись. Кроме того, Одесская область указана в списке регионов, где развернуло свою пропагандистскую деятельность USAID. И теперь понятно, чем объясняются масштабы оранжевого психоза, царившего на кафедре журналистики в ОНУ им. Мечникова во время Оранжевой революции.
А масштабы были впечатляющие. С ноября 2004 студенты-журналисты с подачи руководства жили активной политической жизнью. Преподаватели вели с ними прооранжевую политинформацию, на парах постоянно и очень активно обсуждали политическую обстановку в стране. В особо острые моменты студенты с преподавательским составом вместо занятий смотрели новости по телевизору. В обязательном порядке клеймили позором власть. Непременно ходили на Одесский майдан. Само собой - повсюду была оранжевая символика, лозунги, сувениры (ленточки, ручки, чашки, блокноты, значки, наклейки, шарфики и пр.).
Это было поразительно. Русскоязычная Одесса - и вдруг такой решительный шаг против действующей (на тот момент - пока ещё действующей) пророссийской власти.
А теперь я вообще думаю - а не под этот ли международный «евроинтеграционный» проект тогда, в 2000 году, неожиданно появилась в ОНУ специальность «Журналистика», которой там отродясь не было? И не под него ли аналогичным образом, как грибы после дождя, факультеты журналистики и издательского дела в течение нескольких лет появились чуть ли не во всех вузах Украины?
Но вернёмся к книгам. Давайте подробно остановимся на двух из них.
Итак, первая книга называется «Техніка репортажу». Как сообщает нам издатель, «видання фінансується Міністерствами закордонних справ республіки Франція та Королівства Нідерландів» (уже стоило бы задуматься, не правда ли? С какой бы радости французскому и нидерландскому МИДам финансировать учебники для украинских студентов-журналистов? - прим. авт.).
Но самое интересное содержится внутри книги. Пристального внимания заслуживают репортажи, приведённые в качестве примеров.
Первый материал, достойный анализа - «Латвія під дощем» (Дар'я Аверченко, «Дзеркало тижня», №37 (565), 24 - 30 вересня 2005 року). Он даже сохранился в архиве на сайте газеты:
http://gazeta.dt.ua/SOCIETY/latviya_pid_doschem.html А вот он же - на страницах учебника:
С первых же слов становится понятно, почему именно этот текст попал в данное учебное пособие (а, может, он вообще специально для этих целей и был написан? - прим. авт.).
«Місто натхнення. Уже понад рік Латвія - член Євроспільноти. Але, дякувати Богу, цивілізація з її білилами, пластиковими вікнами, вилизаними вулицями та перефарбованими архітектурними шедеврами входить сюди повільно. Рига й досі лишається містом натхнення, містом, де городяни зупиняються й озираються на перехожих».
Заметьте: с первых же слов сделан акцент на том, что Латвия уже вошла в ЕС. Размещать здесь всю эту статью, я думаю, не стоит - любой желающий может прочитать её, перейдя по ссылке. Одного отрывка вполне достаточно для того, чтобы понять возвышенный стиль репортажа. Весь дальнейший текст написан в таком же романтично-восторженном духе: автор представляет нам Латвию, как некий рай на земле. Тут и красивая архитектура, которую бережно реставрируют, и тенистые парки, и затейливые мостики, и природа, и культура, и театры, и ухоженные памятники, и приветливое население, и вкусная кухня в местных ресторанах, и незабываемые загородные ландшафты - всё это описано в высшей степени эйфорично. «Виконуючи домовленості з Євроспільнотою, по всіх великих містах розставлені різнокольорові баки для сортування і подальшої переробки сміття», - как бы случайно снова упоминает ЕС автор. Одним словом, не страна, а сказка - и, конечно, всё благодаря Евросоюзу.
Переворачиваем страницу. И сразу, на контрасте - заголовок: «Люди-кроти Бурятіїї».
Читаем: «В Улан-Уде - чудернацькі притулки для бездомних зросли лід землею. Бомжі - їх 65, тих, хто живе в халабудках під землею, що окопали у передліску на звалищі неподалік від Улан-Уде. Саме це їх і принадило. Сміття. Через порожні пляшки. Вони їх збирають, миють, здають. Так і перебиваються. Чотири роки тому їх тут було тільки 28. «Улітку, коли потеплішає, інші теж оселяться тут». Табір людських нір. Поселення бомжів під землею. І розмови та чутки, які розносяться по цих землянках, ті ж самі - закриття заводу, скорочення кадрів».
В отличие от репортажа из Латвии, репортаж из России - нарочито тяжёлый, мрачный, нагоняющий тоску. Автор то и дело делает акцент на бедности всего региона, на закрытии предприятий, на бюрократизме, на безысходности, на невозможности вернуться со свалки в нормальную жизнь. При этом будто бы вскользь отмечает, что «за сприяння голандців, родина з новонародженим змогла знайти нове людське приміщення та перебратися [зі звалища] в нього».
Если в «латвийской сказке» всё преувеличенно красиво, почти волшебно, то в «российском ужастике» автор, напротив, то и дело смакует мерзкие, отвратительные подробности жизни бродяг на свалке: «Звалище для них - золотоносна жила. Окрім пляшок, 65 бомжів знаходять тут поламані холодильники, пральні автомати, які вони якось «налагоджують», а також «заморожені або гнилі» овочі та фрукти, які вони перебирають, ще й взуття. «Багатії багато чого викидають на звалище», - всміхається Таня. Але з часом справи погіршали. «Раніше ми шукали риб’ячі хвости для котів. Сьогодні ми з них робимо тєфтєльки».
Красной нитью по всему репортажу проходит мысль о том, что в Улан-Удэ плохо абсолютно всем жителям, причём с течением времени им становится только хуже. И бомжам (это люди рабочих профессий, которые из-за закрытия производства оказались на свалке), и богатым (из отрывка о рыбьих хвостах мы как бы невзначай узнаём о том, что богачи стали выбрасывать на свалку меньше хороших продуктов). Ну, и, наконец, не менее красноречивый финал: «Водій однієї зі сміттєзбиральних машин, який вивезе вас до міста з цієї нелюдської місцевості, анітрохи не зневажає їх. Він заробляє в місяць десь 100 рублів чистими, а на папері близько 600. «Без зарплатні моєї дружини я не знаю, що б ми робили. (…) Всі ми однакові. Тільки вони живуть у норі, а я - в квартирі».
И, наконец, берём третий репортаж. Название: «За три роки чеченський президент нічого не зробив». С первой же строчки читаем: «Ненависть та огида. Ненависть до росіян, ворогів ще від предків, об’єднує сотні тисяч чеченських біженців, які, рятуючись від бомбардувань, опинилися сьогодні у вельми бідолашному стані в Інгушетії (за офіційними даними їх близько 230 тисяч). «Всі наступні покоління наших дітей навчаться їх ненавидіти», - підсумовує Мухамед, який щойно покинув свою зруйновану домівку в Урус-Мартані».
Думаю, дальнейший анализ данного материала делать не нужно. Его главная мысль и основной посыл переданы в первом абзаце.
Вы ещё не начали ненавидеть Россию и мечтать о Европе? Тогда почитайте второй учебник - «Гід журналіста».
На его страницах информация подаётся схожим образом - однотипно и предвзято. К каждому параграфу там даётся пример публикации. Едва ли не половина примеров касается Косовской войны, и во всех идёт явный перекос в подаче информации, призванный вызвать у читателя гипертрофированное сочувствие к албанским террористам, ненависть к сербам и восхищение «миротворческим» вмешательством США. В остальных публикациях-примерах этого пособия так же, как и в «Техніці репортажу», прослеживается презрительное отношение к РФ и её политикам, к российскому рублю; и, напротив, заискивающе-восторженное - к Европе, к ЕС, к европейской валюте. Разные темы, разные жанры, разные объёмы и стили публикаций, а манипулятивная составляющая - одна и та же.
Вот так создатели учебника пытаются воздействовать на сознание читателя. На первый взгляд, примеры подобраны будто бы случайно. Авторы вроде бы не призывают открыто к каким-то чувствам и действиям. Однако восхищение Европой и «ненависть и отвращение» (ненависть та огида) к России и россиянам - это лейтмотив большинства репортажей-примеров. В некоторых это звучит явно, в других - прослеживается на уровне нюансов, намёков, недомолвок. Но так или иначе, данный акцент присутствует везде.
А ведь пособия предназначены для студентов - вчерашних школьников-подростков. Которые ещё не слишком опытны в силу юного возраста и далеко не всегда умны от природы. Многие очень внушаемы, почти все - оболванены в школе на уроках украинской литературы и истории Украины. И вот, пожалуйста, 5 лет таких «внутримозговых» вливаний - и на выходе из вуза мы имеем готового журналиста русофобско-евроинтеграционного профиля.
И ведь мы взяли только две книги, только один вуз. А сколько их всего было за это время? Сколько подобной литературы было распространено в украинских вузах за последнее десятилетие? Сколько тысяч студентов было загипнотизировано по таким иностранным пособиям? Сколько было проведено курсов, тренингов, семинаров и стажировок для уже работающих журналистов?.. Сколько главных редакторов, пройдя такие курсы, потом внедрили эти идеи среди своих подчинённых? А самое главное - сколько зрителей, слушателей и читателей получили от запрограммированных масс-медийщиков и приняли на веру однобокую и откровенно лживую информацию?
Вот на что делали ставку истинные заказчики Евромайдана. Им мало было нанять исполнителей путча - им надо было заставить население Украины поверить, что Украине жизненно необходима смена власти и подписание соглашения об ассоциации с ЕС. А массово воздействовать на население можно только через СМИ, главным образом - через телевидение. Именно это и было с успехом сделано.
…Пока что неясно, когда и чем закончится Евромайдан. Но одно можно сказать наверняка: в информационной войне против оппозиции и иностранных агентов власти Украины потерпели сокрушительное поражение. И ситуацию с украинским телеэфиром времён Евромайдана-2013 в будущем можно смело вносить в учебные пособия для студентов-политологов с примечанием: «Как не надо действовать, если хочешь удержаться при власти».