Дальше делюсь впечатлениями от просмотра классики, то есть, «Доктора Кто».
(Предыдущий выпуск). Пересмотрела ещё одну эпоху. Эх, обратная сторона рецепта долговечности сериала - зритель обречён на неизбежные расставания с героем-какой-он-был-теперь, как только успел к нему привыкнуть.
Пятый (Peter Davison 1981-1984)
Пятый Доктор был воплощён самым молодым актёром в этой роли к тому времени. С первого взгляда, кажущийся «мягкий» образ. Беззаботная (с последствиями) невинность, общение на равных, эмоциональность, но также вдумчивость (и медлительность) в ситуациях тяжёлого морального выбора и моменты осознания собственной вины. Всё это ещё далеко не те бури страстей, которые зрители так хорошо помнят по Десятому, но корни не оттуда ли? И тем не менее решимость, самоотверженность, как только дело становится серьёзным, и ни мысли о том, что можно пройти мимо и не попытаться и опять спасти кого возможно - такая уж суть героя.
Импозантному Тому Бэйкеру было достаточно стоять в поле зрения, чтобы выглядеть несомненным королём сцены. Питер Дэвисон играет деталями, мелкими штрихами (и вот когда так обидно за размытое качество наследия!). Доктор бросает монету, чтобы определиться с направлением - научился у своего спутника - и делает шаг в выпавшую сторону, лишь чтобы сразу обернуться и побежать в противоположную. Разворачивается таинственная и тёмноватая история, все серьёзны и озабоченны; тем временем главный герой выковыривает из тарелки свежий сельдерей, засовывает в петлицу, а старым «украшает» чьи-то ножны.
(Прогулка по открытому космосу в том же викторианском одеянии для игры в крикет, похоже, уже не мелкий штрих. Xм).
Компаньоны этой эпохи очень часто также не люди. Но как-то очень похожи на человеческих подростков (и как тщетны попытки Адрика убедить землян, что приключенцы - это тот самый инопланетный разум, которого люди столько искали!). Турлоу, на самом деле офицер проигравшей гражданскую войну стороны, даже был сослан на самое ужасное место во Вселенной, по его словам - британскую закрытую школу...
Сами истории поначалу - те же странноватые космические приключения. Хотя уже там героически гибнет подросток Адрик, выбравший спасать даже не родную Землю. Потом, кажется, сериалу выделили более позднее время в программе. В итоге некоторые серии по количеству не так уж и анонимных мёртвых тел могут соревноваться хоть с такими произведениями соцфантреализма, как современная «Галактика». Сказка поворачивается не праздничной стороной, и тут уж не удивительно, что «стоять в белом пальто» так вовремя и не выстрелившему герою-интеллигенту как-то совестно. Но в отличие от, как подозреваю, характерной современной точки зрения этакого «реализма» война и погибель, хоть не изживаемы, но не нечто «нормальное». Спутница-землянка оборачивается и уходит навсегда. «Сегодня погибло слишком много хороших людей».
Любопытное про влияния и взаимосвязи: чего уж, а встретить частичного прототипа «Аватара» я тут не ожидала. И тем не менее основная расстановка сил, основные персонажи-типажи (сильная женщина учёный, очень милитаристический командир), местные со своим коллективным подсознанием и даже как бы Белое Дерево, и даже механизированная броня - только всё это с эффектами и бюджетом совсем не того поколения, разумеется... Сюжет разворачивается, понятно, иначе - ввиду присутствия приключенцев. (В связи с «Аватаром» всё упоминается история Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно» - так по крайней мере сценарист данной серии был убеждён, что не читал. Как по мне, то не особо и похоже, но одно дело - сравнивать зрительные образы, а другое - картинку с текстом).
И на завершение - прекрасная OOC фото с далеками, фашистоподобными негодяями вселенной сериала: