Отзыв на фильм "Аватар"

Dec 23, 2009 15:40

«Сюжет банален, но безумно красиво» - лейтмотив почти всех отзывов. Действительно Кэмерон собрал огромное множество голливудовских штампов и культурных архетипов в одном фильме. «Люди, живущие в единении с природой», «большой дом-дерево», «животные и люди против бездушных машин», «ученые против военных», «это наша земля!». Но есть и не столь типичные идейные ходы, которые меня заинтересовали. Во-первых, это единое информационное поле, в котором остаются «жить» предки На’Ви. Многие вспоминают «Неукротимую планету» Гаррисона, где природа имела некий «разум», сопротивляющийся вторжению. Но здесь есть нюанс. Когда герой слушал голоса предков, там слышался разговор, смех, и, хоть это и не показали, но вероятно можно распознать и смысл этих речей. То есть речь идет о конкретных людях, о живой связи живых и умерших людей. Дается даже «научное» обоснование этому явлению - мол, деревья это как нейронная сеть, в которые сбрасывается память об умерших. Но, надо обратить внимание одну вещь, каким образом, семена священного дерева выбрали героя для миссии спасения На’Ви, если это только «мегавинчестер». Получается, что этот «винчестер» имеет сознание, способное анализировать информацию и предсказывать поступки (или внутренний потенциал) человека. Мне видится здесь рецидив христианской культуры, когда человек живет с осознанием того, что есть «сверхразум», единый и всемогущий, и задача человека - достигнуть гармонии с ним. Впрямую о Боге, у интеллигенции, особенно у создающей тренды в массовой культуре, сейчас говорить не принято, это как бы дурной тон (это еще с Честертона и Толкиена повелось и вплоть до Гарри Поттера). Поэтому порой встает задача расшифровывать христианские культурные сигналы автора. На’Ви - это народ Божий. Гармония с природой это ведь только звучит красиво. В нашей реальности гармония с природой - это подчинение ей. Первобытный человек копирует окружающий мир, выбирает себе животных-покровителей, стремится подражать животным. Подлинно свободным человек становится, когда возвышается над животным миром. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1.28). На’Ви тоже подчиняются только Древу жизни, которое управляет всем и вся, но сами они управляют лошадками и летающими ящерами. Наглядным механизмом управления их тоже снабдила эта уникальная система жизни на Пандоре.
Второй важный момент - выбор героем стороны, на которой он будет сражаться. По сути, он предал свою расу. Именно это ставит ему в вину полковник. И он долго воспринимает все происходящее как игру, зная, что война неизбежна, он радуется тому, что удалось стать своим в племени, что он преодолел обучение, что он неимоверно крут. Но пройдя игру, он решает в ней остаться. Что окончательно повлияло на выбор стороны? Единственное что он знал до этого - это воинское братство, он был морпехом, за эту струнку души его и взял полковник. Но оказалось, что братство племени На’Ви сильнее. Быть частью общества, которое не только убивает, но и живет в гармонии внутри себя и с высшим разумом, воплощенным в природе Пандоры - это полнота жизни, которой он не знал раньше. Это тоже христианский рецидив. Понимать жизнь как сослужение другим, близким тебе людям и поступать не от ветра головы своей, а как велит высшая сила, как велит Бог - в этом счастье. Узловой момент фильма - пушинка, садящаяся на кончик стрелы, готовой сорваться и пронзить чужака. Бог этого мира как бы говорит - «не надо, постой» - и девушка слышит этот голос, она привыкла слышать этот голос и слушаться его.



Стать частью народа Божьего - это то «предательство» мира сего, которое совершает каждый настоящий христианин. Но для Древа жизни под силу совершить чудо. Переродить из падшего «ветхого» человека, человека нового, человека На’Ви. И если Грейс смогла лишь упокоиться в земле На’Ви («рана слишком тяжелая», для меня это был символ приверженности тому людскому миру), то Джейк полностью переродился. Это перерождение у христиан называется крещением.
И, наконец, третье наблюдение (которое я оставил только в ЖЖ). Сильный момент фильма - когда Джейк поднимает восстание под лозунгом «Это наша земля!». Земля - очень важный элемент свободы. История Израиля - это история вечного обретения земли обетованной. Иметь свою землю - это иметь свободу быть таким, каким хочешь быть ты. Земля - это то, что терять нельзя, потому что другой не будет, это символ блага, которое есть только в одном экземпляре. Христос выгоняет торговцев из храма, потому что это единственный храм Израиля, дом Божий. Народ может потерять своих сынов, но нельзя терять свою землю. Вот и Церковь у нас одна. Иногда в ней правят бал как будто бы пришельцы, но из нее нельзя уйти, некуда уходить. Ее можно только защищать и за нее бороться. Это наша земля!

UPD Рожа моя рязанская дюже забавно в инопланетный формат переводится :)
Previous post Next post
Up