Просветление это просто или почему смеются мастера

Jan 18, 2017 13:38

Вспомнился японский мастер дзен Догэн, который интересен в том числе тем, что оформил практику, которая сделает вас просветленным буквально за 5 минут.

Когда всё так просто можно рассмеяться от легкости, как и делали китайские мастера, познав суть. Один из них известен миру как Хотэй, Смеющийся Будда.




Не нужно двадцать лет смотреть в стену и читать мантры, ждать воплощения своей сущности через несколько веков упорных духовных поисков. Достаточно выполнить ряд рекомендаций и определенных действий.

Некоторое время потратил на поиски данной практики и столкнулся с тем, что практика Догэна в основном публикуется в книгах других авторов и редко встречается в конкретном компактном виде.
Хорошо бы почитать оригинальные наставления и они указаны в книги "Луна в капле росы"

ПРАКТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Часть первая: Практические указания
ДЗАДЗЭН-ГИ ПРАВИЛА ДЗАДЗЭН

1. Практика дзэн - это дзадзэн. Для дзадзэн подходит спокойное место. Расстелите толстый мат. Не допускайте сквозняков или дыма, дождя или росы. Охраняйте место, где вы помещаете свое тело, держите его в порядке. В прошлом существовали примеры сиденья на алмазном седалище и на плоском камне, покрытом толстым слоем травы.

Днем или ночью место сиденья не должно быть темным; зимой его надобно держать теплым, а летом - прохладным.

2. Отстраните все трудности, и пусть великое множество вещей пребудет в покое. Дзадзэн не в том, чтобы думать о хорошем, не в том, чтобы думать о плохом. Это не сознательное усилие, это не самонаблюдение.

Не желайте стать буддой; пусть отпадут сиденье или лежанье. Будьте умеренны в еде и питье. Будьте внимательны к проходящему времени и займитесь дзадзэн, как если бы вы спасали голову от огня. На горе Хуань-мэй Пятый Предок практиковал дзадзэн, исключив все прочие виды деятельности.

3. На время сиденья в дзадзэн наденьте кашая и пользуйтесь круглой подушкой. Не следует подкладывать под ноги всю подушку; подложите ее только под ягодицы. При этом скрещенные ноги лежат на мате, а позвоночник опирается на круглую подушку. Таков способ, применявшийся для дзадзэн всеми буддами и предками.

Сидите в половинной позе лотоса или в полной позе лотоса. Для полной позы лотоса положите правую ступню на левое бедро и левую ступню на правое бедро. Пальцы ног должны лежать вдоль бедер, не выступая за них. Для половинной позы лотоса просто положите левую ступню на правое бедро.

4. Ослабьте одеяния и приведите их в порядок. Положите правую кисть на левое бедро, а левую кисть - на правую, так чтобы кончики больших пальцев слегка касались друг друга. Держите руки в этом положении, приблизив их к телу и поместив соединенные большие пальцы у пупка.

Выпрямите туловище и сидите прямо. Не наклоняйтесь ни влево, ни вправо; не сгибайтесь ни вперед, ни назад. Уши должны находиться в одной плоскости с плечами, нос - с пупком. Прижмите язык к своду рта, дышите через нос. Губы и зубы должны быть сжаты. Глаза открыты не слишком широко, но и не слишком узко. Упорядочив таким образом тело и ум, сделайте и полный выдох.

Сидите прочно в самадхи и думайте без мыслей. Как вы думаете, не думая? Без мысли. Таково искусство дзадзэн. Дзадзэн - это не искусство добиваться сосредоточенности. Это врата дхармы - великой легкости и радости. Это незапятнанная практика-просветление.

Преподано собранию в монастыре Ёсимоно, округ Ёсида провинции Этидзэн, в одиннадцатом месяце первого года Кангэн /1243/.

Перевод Дэна Уэлча и Кадзуаки Танахаси.

Выполните данную практику и познаете дзен.
Поздравляю! Вы - просветленный мастер :)

Дополнительные примечания, которые могут быть полезны:

[Spoiler (click to open)]
Отрывок из книги:
Нёгэна Сэндзаки и Рут С. Мак-Кэндлж «Буддизм и дзэн»

Относительно места для дхьяны и условий её практики существует десять важных требований:
1. Место для начинающих должно быть чистым и спокойным;
2. Во все времена года температура в помещении должна быть умеренной;
З. Место для дхьяны должно хорошо проветриваться;
4. Начинающим не следует заниматься дхьяной при слишком жаркой или холодной погоде;
5. Комната не должна быть очень тёмной или чрезмерно светлой;
6. Она не должна открывать такой вид, который послужил бы отвлечением для ума;
7. Начинающие практику дхьяны должны избегать общения с известными личностями, а также с любителями споров;
8. Начинающим следует также избегать общения с людьми, которым нравятся азартные игры;
9. Начинающим следует избегать опасных мест, близких к огню, к бурным потокам, подверженных ураганам, а также сборищ преступников;
10. Начинающие из должны заниматься дхьяной на берегу моря или около мест увеселения.

Существуют ещё десять предписаний, касающихся условии наблюдения за физическим здоровьем во время обучения дхьяне!
1. Не следует допускать, чтобы желудок был переполненным или пустым;
2. Одевайтесь удобно в чистую одежду, но никогда не гонитесь за красивыми нарядами;
3. Регулируйте часы сна;
4. Оставляйте свободные часы для дхьяны;
5. Не тратьте время на писание стихов или очерков о дзэн;
6. Не занимайтесь дхьяной сразу же после еды;
7. Не пробуйте заниматься дхьяной, если вы слишком взволнованы;
8. Если можно, снимайте обувь во время дхьяны;
9. Ежедневно принимайте ванну;
10. Здоровое тело означает здоровую дхьяну. Прежде всего следите за своим здоровьем.

Вам следует знать ещё десять указаний относительно ума во время обучения дхьяне:
1. Не думайте ни о чём хорошем или плохом, о правильном и неправильном;
2. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем. Во время дхьяны настоящий момент должен для вас заключать в себе всю вселенную;
3. Не будьте честолюбивы и не надейтесь достичь понимания; не желайте стать буддой;
4. Перед дхьяной и после неё подумайте об аничча, непостоянстве; подумайте также об анатта, невозможности обнаружить какое-либо самостоятельное «я» в уме или теле;
5. Не привязывайтесь ни к субъективному, ни к объективному; отсутствие привязанностей и отсутствие мыслей очищает ум;
6. До и после дхьяны повторите свой обет спасти все живые существа:
Сколь ни бесчисленны живые существа, я клянусь спасти их всех;
Сколь ни бесчисленны дурные страсти, я клянусь разрушить их все;
Сколь ни безмерно святое учение, клянусь постичь его;
Сколь ни труден путь к состоянию будды, клянусь пройти его до конца.
7. Когда ваш ум блуждает по сторонам, сожмите руки или сосредоточьтесь на кончике носа; обычно сосредоточение на нижней части живота предотвращает блуждание ума;
6. Если во время дхьяны вы ощутите головокружение, сосредоточьте ум на области лба;
8. Вели вы почувствуете себя больными, сосредоточьте ум на пальцах ног; ученикам дзэн следует при ходьбе сосредоточиваться на ногах;
10. Не шевелясь, ничего не держа в уме, не привязываясь ни к чему - ни к положительным, ни к отрицательным представлениям, двигайтесь в свой дхьяне вперёд, шаг за шагом, пока не услышите хлопок одной ладони.


дзен, просветление, indianaorc, практика, мысли

Previous post Next post
Up