История мировой инфляции, или Чем миллион лучше секстиллиона
Со 2 января 2009 года, когда курс доллара в Беларуси разом вырос с 2 200 до 2 650 рублей, и вплоть до сегодняшнего дня (3 045 рублей), белорусский рубль подешевел по отношению к доллару на 38%. Но история знает примеры и пострашнее. В некоторых странах национальная валюта обесценивалась разом на многие миллионы процентов. А сейчас я вам расскажу про самые громкие девальвации, инфляции и деноминации.
Россия и СССР
Если мы откроем известную каждому ребенку книгу Л.Пантелеева и Г.Белых "Республика ШКИД", то найдем там такие строки: "У Гужбана деньги вышли скоро… Казалось только, что трудно истратить восемьсот миллионов, а поглядишь, в день прокутил половину, там еще - и ша! - садись на колун. А сидеть на колуне - с махрой, с фунтяшником хлеба - после шоколада, кино, ветчины вестфальской и автомобиля - дело нелегкое". И далее: "Курс червонца равнялся восьмидесяти миллионам рублей дензнаками; они приобрели два червонца. Две заветные белые бумажки очутились у них в руках".
Страшнейшая разруха сопровождалась страшнейшей инфляцией. Еще в 1917 году временным правительством А.Ф.Керенского были выпущены рубли, которые по имени "главного" получили имя "керенки" и очень низко котировались у населения. Самая крупная купюра имела номинал в 1 000 рублей.
Кстати, 250-рублевая купюра этой же серии изображала двуглавого орла на фоне свастики.
Уже в следующем, 1918 году вышли новые государственные кредитные билеты, - они по имени управляющего Госбанком РСФСР Г.Л.Пятакова получили прозвище "пятаковки". Максимальное достоинство купюры составляло 10 000 рублей. Дизайн у "керенок" и "пятаковок" был очень похожий.
На следующий год, в 1919-ом, отпечатали новые деньги, которые получили имя "совзнаки", потому что клише уже были советскими, безо всяких там двуглавых орлов. Власти белого движения, кстати, эти деньги, в отличие от более ранних, не признавали, так что "совзнаки" имели хождение только в советских республиках, коих в 1919 году было несколько единиц. Отметим, что это даже были не деньги: страна двигалась к безденежному коммунизму, и бумажки имели официальное название "расчетный знак", а слово "денежный знак" появилось только на купюрах 1922 года. Эти "совзнаки" очень быстро обесценились, и через два года, в 21-м, самая "дорогая" купюра была в 100 000 рублей.
В 1922 году в выпустили новые денежки измененного дизайна и параллельно выпустили твердые червонцы. Новые деньги принялись менять на старые по курсу 10 000:1, то есть за один новый рубль платили десять тысяч старых. А максимальное достоинство купюры 1922 года было 10 000 рублей. В следующем, 1923 году, выпустили новые рубли, и их меняли по одному за сотню рублей 22-го года, при этом самая крупная купюра была в 25 000 рублей с удивленно-придурковатым красноармейцем.
В Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике выпускали свои рубли, и самая крупная купюра в 1924 году имела номинал в 1 миллиард рублей.
Таким образом, в Советском Союзе параллельно ходили деньги не менее чем пяти разных выпусков. Наконец, в 1924-м полностью прекратили эмиссию "совзнаков" и затеяли новую деноминацию, во время которой один новый рубль золотом (казначейский билет) стоил 50 тысяч рублей 1923 года, 5 миллионов рублей 1922 года или 50 миллиардов рублей образца 1918 года. Новые рубли и червонцы стали, наконец, стабильными и номинально обеспечивались золотом. Бумажные деньги получили номинал от 1 копейки до 5 рублей, а монеты - от полкопейки до 1 рубля.
Греция
Греческая экономика во время войны находилась в таком же состоянии, в каком пребывали поля битвы после артподготовки. Дело усугублялось тем, что немецкие власти требовали у Греции выплатить деньги за оккупацию самой Греции! Это вызвало гиперинфляцию на уровне 8,55 миллиардов процентов в месяц - то есть, цены удваивались в среднем каждые 28 часов. Если в начале войны самая крупная купюра имела номинал в 20 драхм, то в 42-м - 50 тысяч драхм, а в ноябре 1944 года - уже 100 миллиардов драхм.
В этом же 44-м году провели деноминацию: 50 миллиардов старых драхм меняли на 1 новую драхму. Конечно, сразу остановить инфляцию не удалось, и в 1953 году пришлось провести новую деноминацию, обменивая тысячу новых драхм на одну самую новую. Таким образом, менее чем за десять лет драхму военного времени пришлось деноминировать в 50 триллионов раз.
Югославия
Одна из самых горячих точек в Европе - Югославия - стала ареной гиперинфляции чуть менее двадцати лет назад. Союзная Федеративная Республика Югославия распадалась, мусульмане воевали с католиками, албанцы воевали за Косово, - всюду была нестабильность. Конечно же, это сказалось на экономике, которую поразила инфляция. Еще в девяностом году провели деноминацию по курсу 1:10 000 и выпустили новые банкноты номиналами от одного до тысячи динаров; в следующем году добавилась купюра в 5 000 динаров, а в 92-м состоялась очередная деноминация: один динар-92 меняли на 10 динаров-90, а самой крупной купюрой стала бумажка в 50 тысяч динаров. А уже в следующем году гиперинфляция разгулялась вовсю. По привычке провели деноминацию: один динар-93 выдавался взамен одного миллиона динаров-92. Конечно, инфляцию это не остановило, и в этом же году выпустили купюры номиналом от 5 тысяч до 500 миллиардов динаров.
В начале января 1994 года провели очередную деноминацию: 1 динар-94 меняли на 1 миллиард динаров-93. Несмотря на то, что этот динар продержался три недели, были выпущены купюры номиналом от 10 динаров до 10 миллионов динаров. Наконец, 24 января 1994 года выпустили "новый динар", который приравняли к немецкой марке и обменивали на 10-13 миллионов старых динаров-94. Таким образом, уровень девальвации национальной валюты чуть более чем за 4 года достиг феноменальных величин: 1 "новый динар" равнялся 1,2 октиллионам (10 в 27-ой степени) динаров, имевших хождение в 1989 году. С тех пор инфляция почти сошла на нет, а "новый динар" успел поменяться на сербский динар.
Германия
Немецкая гиперинфляция пришлась на начало двадцатых годов, когда страна называлась Веймарская Республика. В ту пору Рурский регион оккупировали соседние страны и начали вывозить цены в счет репараций. Рейхсканцлер не придумал ничего лучшего, чем просто печатать все больше и больше денег. В результате цены стали удваиваться каждые три дня, а за месяц увеличивались в тысячу раз. Деньги, которые имели бесхитростное название "бумажная марка" (Papiermark), обесценивались рекордными темпами. Если в начале января 1922 года 1 доллар США стоил чуть ниже 200 марок, то менее чем через два года, в ноябре 23-го, за один доллар просили уже 4 триллиона 200 миллиардов марок. Фунт хлеба стоил 3 миллиарда марок, кружка пива - 4 миллиарда, фунт мяса - 36 миллиардов. Самая крупная купюра имела номинал в 100 триллионов "папирмарок" - это сто тысяч миллиардов. Сейчас аукционная стоимость такой купюры составляет около 2 500 долларов.
Новый рейхсканцлер прекратил попытки сепаратизма в Рурском регионе и ввел новую денежную единицу взамен старой - рентную марку. Одна рентная марка равнялась одному триллиону бумажных марок. Параллельно с 1924 года выпускали и рейхсмарки. Инфляцию удалось остановить.
Зимбабве
Самый свежий пример - гиперинфляция Зимбабве. Началось с того, что президент Роберт Мугабе официально разрешил коренному населению захватывать имения белых поселенцев, а на всех предприятиях, даже иностранных, руководителями должны были назначить чернокожих. И покатилась инфляция. В августе 2006 года провели первую деноминацию: 1 "новый доллар" стал равен тысяче старых долларов. Конечно, инфляцию это не остановило, и очень скоро она достигла уровня в 100 000% в год. В первой половине 2008-го года выпустили купюру в 50 миллионов долларов, - и на момент выпуска ее фактическая стоимость составляла ровно 1 доллар США. А на только-только выпущенную 15 мая купюру в 100 миллиардов долларов можно было купить лишь три куриных яйца. Инфляция продолжала расти, и, например, 7 июля 2008 года в 5 вечера банка пива стоила 100 миллиардов долларов, а уже через час она стала стоить 150 миллиардов.
В конце июля 1 доллар США стоил 760 миллиардов зимбабвийских долларов. Население не успевало считать новые нули на банкнотах, и 1 августа 2008 года провели вторую деноминацию: 1 "самый новый доллар" стал соответствовать 10 миллиардам просто "новых долларов". Официально 1 доллар США стоил 8 зимбабвийских долларов, но уже спустя всего три месяца за американскую бумажку просили 670 миллиардов местных. Банк продолжал штамповать все новые банкноты. Если в августе начинали с купюры в 1 доллар, то к началу декабря в стране уже ходили бумажки в 200 миллионов, а к концу месяца - в 10 миллиардов. По неофициальным данным, уровень инфляции составил 6,5 квинкватригинтиллионов процентов (то есть 6,5, умноженное на 10 в 108-ой степени). Кульминация наступила 16 января 2009 года: в обращение поступила банкнота в 100 триллионов долларов.
На ней, как и на большинстве предыдущих, изображена пирамида из трех камней - священный камень Матапос. Шутники говорили, что столько же, сколько и камни, должен весить кошелек зажиточного зимбабвийца. На купюре - традиционная для зимбабвийских банкнот надпись: "Подателю сего обязуюсь платить по первому требованию".
К началу февраля 2009 года 1 доллар США стоил 300 триллионов долларов Зимбабве. Второго февраля произошла третья деноминация: триллион "самых новых долларов" приравняли к одному "супер-пупер новому доллару". То есть, один "супер-пупер новый доллар" равен 10 септиллионам (10.000.000.000.000.000.000.000.000, или 10, умноженное на 10 в 24 степени) старых долларов образца первой половины 2006 года. Самые свежие бумажки имели достоинство от 1 до 500 долларов. Если взять все купюры с начала инфляции (2003 год), то получится, что за пять с половиной лет в стране ввели в обращение и изъяли 71 банкноту разных серий и номиналов.
Но и новые купюры не прижились: 12 апреля 2009 года, в День космонавтики, стало известно о запрете оборота доллара Зимбабве. Формально он оставался законным платежным средством до 30 июня 2009 года. А потом население стало использовать доллары США, британские фунты и валюты соседних держав, которые более тверды, нежели зимбабвийский доллар. Зимбабвийский доллар закончился!
Венгрия
В 1925 году в Венгрии ввели новую валюту - пенгё, что переводится как "звонкая монета". Для этого старые венгерские кроны поменяли на пенгё по курсу 12 500:1. То есть за двенадцать с половиной тысяч крон ты получал всего одну звонкую монетку. Но прошло всего двадцать лет - и звонкая монетка перестала быть звонкой.
Гиперинфляция в последние месяцы Второй Мировой пошла ужасающими темпами, порой доходя до 400% в день. То есть, за сутки цены вырастали в несколько раз, и деньги обесценивались быстрее, чем их успевали печатать. Одна за другой выходили купюры все большего достоинства. Но деньги продолжали обесцениваться, и на новых купюрах все нули просто не помещались бы. Поэтому придумали такой ход: миллион пенгё стали называть милпенгё - просто и понятно. Правда, весьма за короткое время были выпущены новые многонулевые купюры, и в мае 1946 года появилась бумажка в миллиард милпенгё, то есть в миллиард миллионов пенге - один квадриллион. Любопытно, что этакая сумма денег стоила меньше, чем два с половиной цента США.
И снова некуда стало рисовать нули. Придумали еще один ход: ввели понятие "билпенгё". "Бил" означает "биллион", но в русской математике это триллион, или же тысяча миллиардов. Пожалуй, надо было сразу придумать "квадпенгё", но венгерское правительство до такого не дошло: думали обойтись своими билпенгё. Что бы вы думали? Прошло совсем немного времени - и выпустили купюру в миллиард билпенгё. То есть в миллиард триллионов пенгё.
Такое число называется секстиллион и записывается как единица с двадцатью одним нулем: 1.000.000.000.000.000.000.000. Если короче - то 10 в 21-ой степени. Чтобы вы могли представить, насколько это много, стоит отметить, что размеры всей нашей Вселенной - это 10 в 23-ей степени километров. До сих пор это - самая крупная купюра в мире.
Если в начале июня 44-го года 1 доллар США стоил около 33 пенгё, то к июлю 46-го, через 25 месяцев, за доллар уже просили 460 октиллионов (460, умноженное на 10 в 27-й степени) пенгё. Понятное дело, что даже за ворох таких купюр сложно было приобрести что-нибудь дельное. Поэтому 1 августа 1946 года ввели новую денежную единицу - форинт, и провели деноминацию. Один форинт стоил 400 октиллионов пенгё, то есть почти сравнялся с долларом США. После деноминации люди выбрасывали мешки ненужных бумажек прямо на улицы.
Таким образом, помимо своего самого большого номинала, пенгё отметился и самым высоким курсом деноминации. Форинт оставался стабильной валютой на протяжении двух десятилетий.
Самые "дорогие" деньги
Самой весомой в мире валютой является кувейтский динар. Нацбанк Беларуси оценивает его в 10 977 рублей. Из-за этой своей весомости кувейтский динар не несет на себе много нулей: в обращении находятся купюры в четверть динара, половину динара, 1, 5, 10 и 20 динаров. Динар делится на тысячу филсов, и самая мелкая монетка - 5 филсов. Стало быть, даже эта самая мелкая монетка примерно равна 55 белорусским рублям, а самая крупная купюра - это почти 220 тысяч белорусских рублей.
Деньги некоторых других стран Персидского залива - бахрейнский динар и оманский риал - входят в тройку самых весомых валют мира: и тот, и другой стоят более чем по 2,5 доллара США.
Банкнота какой страны стоит больше всего в пересчете на другую валюту? Как ни странно, это США. В 1934 году была выпущена купюра в 100 000 долларов, которая, впрочем, в открытый доступ не попала, а использовалась для расчетов внутри государственных финансовых структур. Но, тем не менее, она до сих пор действительна, а на самой банкноте напечатано, что она легальна, в том числе и при расчетах между гражданскими лицами.
Если же говорить о тех купюрах, которые выпускаются до сих пор и находятся в свободном обращении, то это - швейцарский франк. Его самая крупная банкнота имеет номинал в 1.000 франков с непривычным вертикальным расположением рисунка. По курсу Нацбанка Беларуси в 3 300 рублей выходит, что эта купюра примерно равна 1 080 долларам США.
Ненамного отстал латвийский лат. И пусть самая крупная купюра имеет номинал в 500 лат, по курсу Нацбанка Беларуси в 6 073 рублей за 1 лат получаем, что стоимость этой бумажки - более трех миллионов рублей, или ровно тысяча долларов США.
А вот обратный пример. В Узбекистане валюта называется сум, один сум состоит из 100 тийин. В обращении находятся деньги от 1 тийин (монета) до 1 000 сум (купюра). Но при этом официальный курс доллара составляет 1 681 сум. То есть, даже самая крупная купюра - это чуть больше, чем полдоллара. Представляете, сколько нужно мешков денег, чтобы купить что-нибудь стоящее - ноутбук или автомобиль?
Примечание. До девальвации беларусского рубля на день написания статьи оставалось чуть больше месяца...
http://news.open.by/economics/50522