"Гончая" Малаховского

Feb 14, 2014 17:43





Пассажирский паровоз серии С
Данный тип был известен с 1900 года как американский тип паровоза. Собственно, его англоязычное наименование - «Прери» ("Prairie"), то есть «прерия», преобладающего типа ландшафта на Пенсильванской железной дороге, где эти локомотивы получили наибольшее распространение. В первом десятилетии XX века этот тип пассажирского паровоза был весьма популярен в Европе, особенно в Италии ,Австрии, Сербии и Турции.
В 1909 году конструкторское бюро Сормовского завода приступило к проектированию нового пассажирского паровоза. Вновь спроектированный под руководством инженера Б. С. Малаховского и построенный в 1911 году первый пассажирский паровоз конструкции Сормовского завода типа "1-3-1", которому присвоили серию "С" (Сормовский), имел необычный вид: изящный, легкий, с заложенной в котле и машине большой мощностью. С отличной оценкой паровоз был принят к серийному производству для казенных и частных железных дорог.


Бронислав Сигизмундович Малаховский
Нужно сказать, что до этого Сормовский завод ни разу не разрабатывал собственные проекты паровозов - при постройке локомотивов копировались чужие схемы и образцы. Однако инженеры с энтузиазмом засели за чертёжные столы. Помимо Б. С. Малаховского, в проектировании нового паровоза также активно участвовали инженеры В. Соколов и Н. М. Ноткин.
К концу 1910 года пять новеньких паровозов типа 1-3-1 вышли из ворот Сормовского завода. Новый локомотив получил наименование «Паровоз типа 1-3-1 "Прери" Сормовского завода».

Срок службы паровозов серии С на сети железных дорог России и СССР (включая ремонты и нахождение в неэксплуатируемом парке) составил в среднем 45 лет (от 38 до 54), не считая единичных случаев. Это позволяет отнести их к «долгожителям» среди отечественных паровозов, что обусловлено главным образом вышеперечисленными достоинствами серии С.
С 1911 по 1918 год на Сормовском заводе было построено 384 паровоза этого типа. Паровоз этой же серии по сормовским чертежам строили и другие заводы.
По имеющимся на сегодня данным, до наших дней сохранился всего один экземпляр паровоза серии С. Последний сохранившийся локомотив серии С № 68 был изготовлен весной 1913 года и 23 сентября 1913 года поступил на Северо-Западные железные дороги (позднее - Октябрьская железная дорога). В 1934 году паровоз использовался в депо Ленинград-Варшавский, после 1942 года снова был переведен на Октябрьскую железную дорогу, с 1945 по 1960 год был приписан к депо Дно. В июне 1960 года его исключили из инвентаря и передали на завод железобетонных изделий в районе Хорошевского шоссе в Москве, где он использовался в качестве котельной.

В конце 1970-х паровоз был обнаружен группой любителей железнодорожной техники. В целях привлечения внимания руководства завода к уникальной машине инициативная группа, обнаружившая паровоз, решила пойти на хитрость - все номера паровоза были исправлены с С.68 на С.245. Дело в том, что локомотив С.245 вел литерный поезд № 4001, на котором 10 марта 1918 года из Петрограда в Москву переехало правительство большевиков во главе с В. И. Лениным. Это позволило получить поддержку Московского горкома КПСС и изъять паровоз у завода. Но делать локомотив полностью ходовым помешал сильный износ котла, не позволявший развивать давление выше 5 атм.
Изначально планировалось, что восстановленный паровоз, носивший теперь номер С.245, будет установлен в качестве памятника на Ленинградском вокзале города Москвы в отдельном, построенном специально для паровоза павильоне. Однако по ряду причин дальше проекта дело не пошло.
Сегодня паровоз С.68 (прежний номер возвращен) можно увидеть в Санкт-Петербургском железнодорожном музее (бывший Варшавский вокзал Санкт-Петербурга).


Общий вид паровоза серии С, музей железнодорожной техники, г. Санкт-Петербург
В истории отечественного дореволюционного паровозостроения пассажирские локомотивы серии С завоевали репутацию быстроходных и экономичных. В 1913 году один из первых таких паровозов с составом из 9 четырехосных вагонов прошел 650 км от Петербурга до Москвы за 7 час. 59 мин., находясь в движении 7 час. 30 мин. Несмотря на поднявшуюся метель, поезд временами развивал скорость 125 км/ч.

О другом известном паровозе " СУ 251-32" можно прочитать в этом посте.

Список литературы в фондах сормовских библиотек:1. Теличко, В. П. Возникновение паровоза и железных дорог / В. П. Теличко. - 2-е изд., доп. - Киев : АН УССР, 1937. - 95 с.
2. Карташев, Н. И. История развития конструкции паровоза / Н. И. Карташев. - 2-е изд., доп. - Москва : ОНТИ-НКТП СССР-гл. ред. машиностроит. и автотракторной лит., 1937. - 256 с.
3. Раков, В. А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955) / В. А. Раков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Транспорт, 1995. - 563 с.
4. Сто лет сормовскому паровозу // Красный Сормович. - 1998. - 20 авг.
5. Подрепный, Е. Стальные кони для российских дорог / Е. Подрепный // Красный Сормович. - 1997. - 25 февр.
6. "Красное Сормово": Завод и люди / [авт.-сост. Г. А. Илескин, Ю. К. Меньщиков, А. А. Постнов ; под ред. Т. В. Корягина и др.]. - Н.Новгород : Кварц, 2006. - 696 с.

Интернет-источники:
1. Паровозы типа С.
2. Как устроен и работает паровоз.3. Литерный 4001, правительственный.
4. Зелёная молния. Так современники называли паровоз Бронислава Малаховского.
5. "Гончая" Малаховского.

Завод "Красное Сормово", Сормовские паровозы, История Сормова

Previous post Next post
Up