Cормовский завод был основан в 1849 году. С 1851 г. на нем стали строить металлические суда. Но кризис 1857 г. подорвал платежеспособность завода, и в 1860 г. все ее акции скупил один из директоров - Д. Е. Бенардаки, став единоличным владельцем. Он преобразовал фабрику в мощный завод, в 1870 г. поставил первую в России мартеновскую печь, прославившую сормовский металл как лучший в стране. В 1870 г. Бенардаки скончался. От имени сыновей-наследников заводом управлял талантливый инженер К. М. Окунев, организовавший производство двухпалубных судов, первым из которых был "Переворот", вызвавший техническую сенсацию.
4 февраля 1872 г. наследники образовали акционерное общество "Сормово". Оно учреждалось "для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовление из них изделий на продажу, построения машин, судов подвижного состава для железнодорожных дорог, рельсов и прочего, и равно самую добычу всякого рода металлов и минералов".
В том же году началась постройка на территории Сормовского завода вагонного цеха и связанных с ним колесной, деревообделочной, бандажной мастерских. Расширялись кузнечный и прокатный цехи, устанавливалось новое оборудование, в частности, пятитонный паровой молот, и более мощные прокатные станы.
Огромный размах, с которым развернулось производство, увеличение количества рабочих и небывалые доходы владельцев - все свидетельствовало о том, что завод становится крупнейшим предприятием отечественной индустрии.
В 1870 году в Сормове была построена по чертежам инженера
А. А. Износкова первая в России мартеновская печь. Это дало возможность, во время кризиса судостроения, быстро построив новые цеха и максимум используя имеющиеся площади, перейти с 1873 года на вагоностроение, а с 1888 года - на паровозостроение. В месяц завод мог изготовлять 250 товарных и 10 пассажирских вагонов, а также паровые котлы, трубы водопроводные, всевозможные резервуары, гребные винты, колеса для судов, рельсы, болты, гайки и многое другое. За 44 года, с 1873 по 1917-й, заводом было изготовлено почти 62 тысячи товарных вагонов, 592 платформы, 439 наливных цистерн, вагонов пассажирских разных 2501 и 16 вагонов для электрического трамвая.
В 1894 году Сормовский завод полностью перешел из владения наследников Бенардаки в собственность акционерного общества, и полное его название звучало так: "Акционерное общество "Сормово" - Механические, чугунолитейные, судостроительные, паровозо- и вагоностроительные, сталелитейные и железноделательные заводы. Сормово, Нижегородской губернии" (из книги "Красное Сормово": Завод и люди).
За 1894-1900 годы на заводе количество рабочих увеличилось в пять раз. Нельзя не отметить блистательную плеяду талантливых русских самобытных инженеров, очень много сделавших для славы Сормовского завода и Отечества. Это М. М. Окунев и его сыновья: К. М. и П. М. Окуневы, Н. А. Корсаков, Н. И. Путилов, А. Г. Некрасов, механик Ф. С. Беляев, инженер
А. А. Износков.
Список литературы:
1. История Красного Сормова / под ред. В. П. Фадеева. - Москва : Мысль, 1969. - 495 с.
2. История фабрик и заводов Горьковской области / Горьк. обл. б-ка им. В. И. Ленина ; [сост. И. А. Ефремова, Э. И. Зеленова, В. Д. Федоров]. - Горький : [б. и.], 1974. - 386 с.
3. "Красное Сормово": Завод и люди / [авт.-сост. Г. А. Илескин, Ю. К. Меньщиков, А. А. Постнов ; под ред. Т. В. Корягина и др.]. - Н.Новгород : Кварц, 2006. - 696 с.
4. Орловский, А. Сормову 450 лет (1542-1992 гг.) : Родному Сормовскому краю и его труженикам посвящается / А. Орловский. - Н.Новгород : Курьер, 1991. - 191 с.
Источники:
1.
Сормовский завод2.
Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов