Очень интересно и убедительно! Если б надо было придраться обязательно, я бы поспорил с тем, что сонет для русского ХХ века - экзотическая форма - только авторских сборников, состоящих исключительно из сонетов, можно вспомнить не один десяток.
самая популярная твердая строфа. но насколько я понимаю пафос Гаспарова и Шерра, строфический репертуар советской поэзии был в принципе беден, и сонет смотрелся экзотически. наверное, после популярных маршаковских переводов Шекспира случился всплеск. эпигонский в основном но хорошо бы проверить, как на самом деле
Ну это сильно зависит, как считать. Г. Ширман - сугубо советский поэт (хоть и ранний), а сонетист заядлый - несколько сотен текстов. Если считать только первого ряда авторов и ограничиться 50-60 годами - вероятно, да, а если смотреть на ХХ век целиком - не уверен. Т.е. понятно, что Гаспаров и Шерр правы, но границы их выборок (не знаю, каковы они) - явно можно сдвинуть, изменив результат.
Шерра сейчас под рукой нет, а Гаспарова выписываю: "Из твердых форм единственной выжившей оказался сонет. Заброшенный в 1930-1940-х, он воскресает на периферии стиховой системы с середины 1950-х как своего рода антипод свободного стиха..." дальше там про единичные и про венки (Антокольский, Дудин, Солоухин и даже деформированный у Сосоноры:) и после Маршака распространяется "упрощенная английская форма (Очерк истории руского стиха. с.292)
У моря над тарелкой макарон дней скоротать остаток по-латински, слезою увлажняя окоем, как Бродский, как, скорее, Баратынский... Ну и до конца. Хорошо ложится на материал.
"Великий Гектор стрелами убит", >Не исключено, что это живописная ассоциация с распространенным ренессансным сюжетом (герой, пронзенный стрелами)< Гектор весьма напоминает здесь образ Святого Себастьяна, наиболее распространенный в смысле количества ренессансных и послеренессансных изображений.
У моря над тарелкой макарон дней скоротать остаток по-латински:
ну да, Лосев:), кто б сомневался
напоминает здесь образ Святого Себастьяна: да, я это и имела в виду. это первое, что приходит в голову, хотя пронзенный стрелами юноша это очень популярный мотив в ренессансной живописи, где-то писали, что смысл там эротический
Comments 6
Если б надо было придраться обязательно, я бы поспорил с тем, что сонет для русского ХХ века - экзотическая форма - только авторских сборников, состоящих исключительно из сонетов, можно вспомнить не один десяток.
Reply
но насколько я понимаю пафос Гаспарова и Шерра, строфический репертуар советской поэзии был в принципе беден, и сонет смотрелся экзотически.
наверное, после популярных маршаковских переводов Шекспира случился всплеск. эпигонский в основном
но хорошо бы проверить, как на самом деле
Reply
Т.е. понятно, что Гаспаров и Шерр правы, но границы их выборок (не знаю, каковы они) - явно можно сдвинуть, изменив результат.
Reply
"Из твердых форм единственной выжившей оказался сонет. Заброшенный в 1930-1940-х, он воскресает на периферии стиховой системы с середины 1950-х как своего рода антипод свободного стиха..."
дальше там про единичные и про венки (Антокольский, Дудин, Солоухин и даже деформированный у Сосоноры:)
и после Маршака распространяется "упрощенная английская форма
(Очерк истории руского стиха. с.292)
Reply
У моря над тарелкой макарон
дней скоротать остаток по-латински,
слезою увлажняя окоем, как Бродский,
как, скорее, Баратынский...
Ну и до конца. Хорошо ложится на материал.
"Великий Гектор стрелами убит", >Не исключено, что это живописная ассоциация с распространенным ренессансным сюжетом (герой, пронзенный стрелами)<
Гектор весьма напоминает здесь образ Святого Себастьяна, наиболее распространенный в смысле количества ренессансных и послеренессансных изображений.
Reply
дней скоротать остаток по-латински:
ну да, Лосев:), кто б сомневался
напоминает здесь образ Святого Себастьяна: да, я это и имела в виду. это первое, что приходит в голову, хотя пронзенный стрелами юноша это очень популярный мотив в ренессансной живописи, где-то писали, что смысл там эротический
Reply
Leave a comment