В Литве есть несколько парков деревянных скульптур, один из них на Куршской косе в Юодкранте на горе Ведьм, он создан в 1977 году, там на необычной местности (покрытая столетними соснами гора, с которой виден и Куршский залив, и Балтийское море) более 80 работ. Грандиозная концентрация малых архитектурных произведений в жанре деревянных крестов (в том числе и позолоченный магендавид) располагается на знаменитой горе Крестов неподалеку от Шяуляй. В других парках по всей территории Литвы - по паре десятков скульптур.
Уникальный парк деревянной скульптуры народного умельца Антанаса Чеснулиса располагается вблизи города Друскининкай. Он уникален по разным причинам. Во-первых, деревянные скульптуры мастера созданы на самые разные темы, в разных жанрах, и расставлены в парке очень продуманно, со смыслом. Есть театральная площадка, где запечатлены сценки из произведений литовской литературы; с другой же стороны - амфитеатр для зрителей. Есть философская площадка, где в дереве запечатлены притчи, и так далее.
Во-вторых, это его индивидуальный почерк. Ему - как хорошему фотографу - удается запечатлеть в дереве выражение лица и позу портретируемого: он ловит характерный момент, поэтому его скульптуры как живые и очень индивидуализированы, надо только знать тех, кого он ваяет вырезает и знать те произведения, сценки из которых он представляет.
В-третьих, этот мастер на все руки, резчик по дереву с детства увлекался разной техникой и оснастил некоторые из своих творений техническими средствами. Так, при приближении к некоторым скульптурам они начинают двигаться под музыку, змей начинает рычать и "извергать огонь", из фонтана в пруду, вырытом руками скульптора, начинает бить вода, и тоже под музыку и т.п.
В-четвертых, во всех парках стоят работы разных мастеров, а здесь собраны исключительно работы самого резчика (плюс несколько подарков коллег).
Парк находится в очень живописном месте: в сосновом лесу на берегу речки Ратничеле, местность пресеченная, подъемы и спуски на холмы, беседки, гостевые домики, неожиданные скамейки, скульптурные группы, спрятанные в кустах ("самогонщики") и т.д. Чеснулис тут живет, это его кусок земли. Он построил свой дом в 1992 году и начал обустраивать усадьбу, затем прикупил еще несколько аров земли и - на свои средства - создал сказочную атмосферу. Просто погулять тут одно удовольствие, а еще и осмотреть работы! Начнем?
У входа приветственный столб с вырезанными на нескольких языках, в том числе на иврите и итальянском, словами приветствия.
Мимо музыкантов никто из нас пройти спокойно не смог.
На доме мастера кованые железные языческие кресты изумительной красоты.
Резной орнамент традиционных литовских крестов имеет очень мало общего с христианской символикой, зато очень много общего - с символикой языческого культа (в частности, изображение Солнца и многие другие мотивы). Все о разных крестах:
http://www.tradicija.lt/Tyrinejimai/Galaunes_kryziai_b.htm.
На всем пространстве парка тут и там стоят традиционные литовские koplytstulpiai и stogastulpiai. Это разного рода столбы 3-8 метров высоты, украшенные причудливо вырезанными крестами, чаще под миниатюрной резной крышей в форме пирамиды, с нишами для небольших скульптур или свеч, нередко в несколько этажей. Их функция может быть религиозная (языческая и христианская), нередко их ставят как поминальный знак, для оберега или в память об умершем. Их функция может быть и чисто эстетическая. Их ставят повсеместно; они ближайшие родственники тотемных столбов. Очень красиво изображены koplytstulpiai на картинах М.К.Чюрлёниса.
Несколько таких "крестов" в усадьбе А. Чеснулиса.
Фотография всех "крестов" работы А. Чеснулиса, висящая в галерее. Они расставлены по всей Литве. Под каждым снимком надпись, в каком месте стоит stogastulpis.
Прямо от входа дорога упирается в построенную им мельницу. В ней в 4 этажах располагаются его работы, которым вредит дождливая и снежная погода; правда, основная экспозиция таких работ находится дальше в вышеупомянутой галерее.
Винтовая лестница мельницы. Вид сверху из окна мельницы
Здесь сверху видим так называемую "стену плача": стену с нишами, в которые вставлены фигурки традиционного литовского искусства резьбы по дереву: Rūpintojėliai, то есть фигурки задумчивого, скорбного Христа в преклонном возрасте, склонившегося и подпирающего правой рукой подбородок. Рупинтоелис - один из символов литовского народа, и поэтому их фигурки, разных размеров, дарят не только католикам, но и людям других конфессий, вручают дипломатам международного уровня при обмене подарками и т.д. Происхождение сюжета Рупинтоелиса точно неизвестно; возможно, он дохристианский, так как встречается в культурных слоях Старой Европы, он обнаруживает родство с польскими и северо-немецкими сюжетами. Разумеется, с принятием Литвой христианства (14 век) сюжет "охристианился".
Автор Таурас Чеснулявичюс, 2000
Автор Пранас Дужинскас
Как раз в этой стене видим не только работы А. Чеснулиса, но и подарки ему известных литовских резчиков по дереву, и сделаны они не только из дерева, но и из камня, керамики, металлических деталей.
"У меня было желание показать, какое у нас в Литве разнообразие мастеров. Мотив Рупинтоелиса - самый популярный у литовского народа, а моя цель - собрать Рупинтоелисов всех мастеров, каждый из которых всякий раз иной и отражает душу и творческий стиль автора", - с уважением говорит Антанас Чеснулис. Автор Пранас Пятронис, 2000
Автор Эдуардас Титас, 2017
Металлический Рупинтоелис, автор Юозас Каваляускас
Дорожка вдоль стены приводит нас к Ратничеле. Эта река тоже подсказывает автору идеи для его работ. В центре фото- Св. Христофор, переносящий младенца Христа через ручей.
На берегу речки очень кстати уютная беседка.
Этот лодочник некоторыми экскурсантами был прозван - по следам популярной песни - "один на переправе".
В ручье, кроме Христофора, я заметила одного, то ли висельника, то ли перебирающегося через реку.
Св. Христофор с другого ракурса.
Еще один персонаж там должен был быть, валяющийся в ручье, но мы его не заметили: так разбегались глаза!
Вдоль ручья по другую сторону дорожки видим множество интереснейших вещей. Во-первых, стена "плача" поворачивает и превращается в "философскую площадку". Тут композиция "Жизнь человека и дерева":
Эта композиция сработана из уже высохшей трехсотлетней сосны из Лаздияйского района. Природа сделала уникальный рисунок на стволе дерева и хитроумно завернула ветви. Сама композиция опирается на известную загадку: "Кто утром ходит на четвереньках, днем на двух, а вечером - на трех?" Ответ: человек в детстве, взрослом состоянии и в старости.
Вот просто забор.
Обратите внимание, как бережно обращается автор с материалом. С тех пор, как я стала жить в Литве и прониклась ее духом, у меня постоянно вызывало уважение бережное отношение литовцев к окружающей среде. Не ломать материал, приспосабливая для своих нужд (как сделано, например, в Янтарной комнате, в духе 18 века с его предпочтением разуму человека), а искусно превратить то, что предлагает природа. в произведение искусства. Подчеркнуть красоту природы, отполировав и отбросив лишнее.
Композиция А. Чеснулиса "Важнейшие моменты человеческой жизни" состоит из рождения, свадьбы и смерти. Когда еще соберется вместе вся родня?
Здесь видим крестины.
Здесь свадьбу.
Похороны
Каждую композицию стоит обойти вокруг, потому что с другой стороны возможны новые открытия: на оборотной стороне "Жизни дерева и человека" изображены женские персонажи, дополняющие "лицевую" сторону...
Но если у вас уже закружилась голова от обилия впечатлений, то вы направляетесь дальше. Дорожка упирается в гиганта, на изготовление которого потребовалось 9 кусков дуба и валун весом в тонну. Гигант словно сошел со страниц "Старинных сказаний края Дайнавы" В. Креве. Именно рядом с этим великаном мы и повстречали самого хозяина музея, автора работ, символически - самого настоящего Великана.
Антанас Чеснулис был рад посетителям, охотно завел с нами разговор. С изумлением я прочла впоследствии, что ему в этом году исполнилось 70 лет: он выглядит гораздо моложе. "Я люблю свою работу, без любви невозможно. Невозможно приделать к скульптуре что-то, если ты уже срезал, а мастерство приходит с опытом. Твое десятое изделие будет лучше, чем первое, но если тебе не нравится вырезать, вырезать и вырезать, то ты не сделаешь десяти! Мне нравится этим заниматься, это моя жизнь", - говорит он. Он рассказывает об организации своего времени, ведь надо все задуманное успеть! "Я не работаю по воскресеньям", - в этом весь секрет. Планирую свою работу так, чтобы успеть до воскресенья". Также он рассказал нам, как участвовал в конкурсе на самое быстрое выполнение работы. Конечно, он победил, кто бы сомневался, но было очень трудно. Другие мастера тоже работают споро.
Профессионального образования он не получил. Талантливого деревенского мальчика уговорили поступить в школу искусств имени Чюрлёниса в Вильнюсе, но ему не понравилась строгая система, когда нужно рисовать то, что задали, а не то, что хочет он сам. Через три года он вернулся в родной край, работал в лесничестве. Постоянно занимался вырезанием из дерева, и в 1978 году стал членом Союза народных художников Литвы. В 1982-1987 годах получал золотые, серебряные и бронзовые медали в Москве на ВДНХ, в 1986 году ему присуждена государственная премия Литовской ССР. В 1998 году Чеснулис стал лауреатом премии Министерства культуры Литвы и начал обустраивать усадьбу. Награжден Золотым яйцом, Кристаллом соли, почетным знаком "Серебряная пчела", Золотым венком , картофельной медалью и так далее и тому подобное. Работы мастера украшают многие места Литвы, а также экспонировались в России, Германии, Венгрии, Армении, Индии, Греции, Латвии, Франции, Польше. В усадьбу приезжают автобусы с экскурсантами из Южной Кореи, Японии, со всех уголков Европы и Азии.
Продолжим прогулку. За Великаном спуск вдоль реки, и тут нас поджидает Св. Юргис (он же Георгий) с драконом. Когда вы будете проходить мимо него, дракон начнет рычать и в его пасти зажгутся лампочки. Все техническое оснащение аттракциона - авторское.
И вот мы уже в долине, в центре которой руками хозяина вырыт пруд.
В центре пруда - сказочный уж, который работает как фонтан, если наступить на определённое место рядом с прудом.
Над прудом беседка, в центре которой обнявшаяся парочка. Если наступить рядом с нею, начинает играть народная музыка и пара кружится в танце.
Причем сама беседка даже интересней, чем деревянные куклы.
Тут как раз театральная площадка. Скульптуры деятелей искусств, амфитеатр со зрителями, сценки из пьес и рассказов литовских писателей. Чюрлёнис под зонтиком, Майронис и строки из его стихов, Марцинкявичюс и его трилогия, "Невестка" Жемайте, "В сумерках" Виенолиса...
Центральное место занимает патриотическая композиция к 100-летию провозглашения независимости Литвы.
Надпись гласит: Сквозь столетия звони сынам Литвы, что свободы недостоин тот, кто ее не защищает! (стихи Балутиса). Обращение к колоколу, висящему в центре композиции.
Не менее почетное место занимает огромная беседка, почти эстрада под названием "Путь хлеба" с заботливо вырезанными барельефами стадий подготовки хлеба: вспашка поля, сев, покос, молотьба, веяние, замес теста, выпечка...
Чтобы взобраться на пригорок, окружающий амфитеатр, надо пройти по ступенькам под сводами перголы, также сработанной из дерева.
Там уже лес, и в лесу тоже всякого полно.
Вот в кустах спрятались самогонщики, их просто так и не заметишь.
А вот разные домики, которые нам показались гостевыми. Интересно, они жилые или нет, принимают ли они гостей.
"Времена года"
Дарюс и Гиренас- знаменитые литовские лётчики, первыми перелетевшие Атлантический океан на самолете "Литуаника" в 1933 году. Их путь пролегал, уже после океана, над Германией, где их самолет разбился при крайне плохих погодных условиях и не до конца выясненных обстоятельствах.
Перелёт примечателен тем, что без приземлений они продержались в воздухе 37 часов и 11 минут, пролетев 6411 километров, что было вторым на тот момент результатом для беспосадочного перелёта. Несмотря на плохие погодные условия, отсутствие радиосвязи и автопилота, их полёт отличался весьма высокой точностью. Этим полётом был открыт воздушный путь для перевозки почты между Америкой и Европой. В Литве подвиг пилотов, их трагическая смерть стали источником вдохновения для множества поэтов, писателей, художников, скульпторов и композиторов.
Надпись на скульптуре: Покорители Атлантического океана Стяпонас Дарюс Стасис Гиренас 1933-2013
А вот и сюрприз: еще одна встреча с мастером! На этот раз автопортрет. Сам за работой.
Издалека:
Над чем же он работает? Вглядитесь:
Мастер делает сам себя! Человек, который сам себя сделал! И это так!
Далее снова крутящиеся в танце крестьяне, разные многофигурные композиции, и наконец галерея. В галерее мелкие фигурки и композиции на темы сказок, просто бытовые сценки портреты литовских политиков. Я обратила внимание на тему любви. Сколько положительной энергии должна давать работа над фигурками мальчика и собаки, старика и ребенка... Столько же она дает и нам. Если, конечно, остановиться и вчувствоваться.
Симпатичный ежик:
Уверяю вас, я показала не все скульптуры Чеснулиса! Да там все время новые прибавляются...
Вход в парк стоит 2-3 евро. Есть бесплатная парковка. От Друскининкай это недалеко, километров 5- 7, такси стоит недорого, тоже порядка 3 евро. Можно вызвать такси и закончив прогулку. Автор продает альбомы с фотографиями его работ.
Источники:
https://www.lrt.lt/naujienos/kultura/26/4043/a-cesnulio-skulpturu-parke-prie-druskininku-j-marcinkeviciaus-medzio-trilogijahttp://biblioteka.varena.lt/lt/antanas-cesnulishttps://zpasaulis.lt/milzinas-gyvena-palei-ratnycia/http://www.cesnuliusodyba.lt/http://nesedeknamuose.lt/a-cesnulio-skulpturu-parkas-su-jo-paties-rankomis-statytu-malunu/http://litbook.lt/2013/06/sculpture-park/http://worldcabinetry.ru/skazochnyj-mir-litovskogo-skulptora-antanasa-chesnulisa.htmlhttps://www.youtube.com/watch?v=n5Whm4zphdk