А давайте пить чай! Ой, куда же вы все???

Oct 18, 2013 23:53

Честно говоря, не поняла, зачем в двух десятках писем в личку прозвучала просьба раскрыть «тайны кухни», то есть подробно рассказать о наших занятиях риторикой. Ну, рассказала, и…? Ни размышлений, ни комментариев. Надеялась, что хоть кто-нибудь примерит наши упражнения на себя и поделиться открытиями (а там есть, что примерять!) Нифига, полное молчание.
А у меня ведь страшное количество френдов! Каждый день народ пачками дружиться приходит, уже платный аккаунт давно отказался добавлять, говорит, перебор. И заходов в журнал по счетчику - ужас как много! Значит, то, что я пишу интересно? Так хоть бы слово - что тронуло, что задело...
Уже неоднократно писала об этом: когда я понимаю, что мой пост на данную тему вызвал живую реакцию, я следующий пост могу сделать богаче, вкуснее. Или холоднее и беднее.

Хотя у меня есть одно предположение - возможно, нам пора закрывать тему «что есть Душевное Здоровье». Возможно, от нее устали. Возможно, от нее (от темы) и от меня ждали большей простоты…
В общем, сегодня отвечу на пару давних вопросов (не люблю долгов!) и буду думать, как по быстрому завершить тему Душевного Здоровья.
***Одного человека очень заинтересовало, как это не «съев пуд соли» с человеком, и вообще не видя его, можно что-то о нем сказать (очень его возбудило, что я набираю группу на двухлетний психотерапевтический курс - по телефону). А второй мой корреспондент очень хочет узнать об интонациях (и опять просьба рассказать об упражнениях!)


***Реплика в сторону для новеньких - это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

--------------------------------------------------------------------
Итак, что можно услышать по телефону?
Во-первых, как строиться фраза. Во-вторых, какую лексику человек использует (лексика указывает на характер склада мыслей). В третьих, интонации. Выдают человека с головой!
Я в разговоре не только слушаю, что человек говорит, но и как он говорит. Задаю вроде простые вопросы - о работе… о друзьях… о детстве… о юности… есть ли хобби… что любит делать, а что не любит… что его радует, а что огорчает… что хотел бы от жизни… что хотел бы получить от занятий на группе… и т.д. (Кстати, никогда никаких интимных вопросов!) А слушаю я прицельно, как «играют» интонации, где они оживляются, где затухают, взлетают вверх, падают вниз, и т.д. Или нигде ничего - что про любимого кота, что про нелюбимую работу, что про горе, что про радость - интонации при этом одинаково монотонные.

Любопытно, что здесь темп и ритм речи играет второстепенную роль. У одного речь может быть вялая, а другой говорит быстро, захлебываясь словами, при этом интонации у обоих - безликие.
Но самое интересное, что при таких интонациях и мысли будут им под стать - размытые, туманные, невнятные…

Бывает иначе? Конечно! Вот позвонил человек… сначала говорит сковано, напряженно - (это нормально, звонит все-таки в незнакомее место), но через 5-10 минут голос крепнет и в зависимости от моих вопросов, становится то печальным, то задумчивым, то озабоченным, то восхищенным… Все это отнюдь не театрально, я бы сказала даже, негромко, но - богааато! Кстати, с такими интонациями и мысли всегда будут ясными. (Вот вам и связь между эмоциями и логикой!)

Мы вновь уткнулись в тему Душевного Здоровья. Потому что один из симптомов (знаков, признаков, примет) здоровой психики - это разнообразие и богатство речевых интонаций!
Самое интересное, что сыграть (сымитировать) интонации невозможно. Если нету в ощущениях человека этих эмоций, как бы он не пытался их изобразить, фальшь будет видна, вернее, слышна.
***Реплика в сторону: Исследования ученых, занимающихся нейролингвистической психологией (НЛП) показывают, что человек реагирует не только на смысл слов, но и на характер его звучания, на тембр и окраску голоса, высоту и напряженность звука, темп и ритм речи. И слушатель воспринимает не только то, что ему говорят «в лоб», но и значительный объем информации, как бы зашифрованный в тексте.

Говоря о совершенно нейтральных вещах - о погоде, о политике, о бытовухе я одними интонациями показываю человеку свое отношение к нему. Я могу признаться в любви, а могу и оскорбить.
Одни и те же слова, одна и та же, вполне безобидная фраза, например: «Чаю хочешь?» могут звучать тепло или отстраненно, доверительно или настороженно. Можно человека так спросить: «Чаю хочешь?», что он не только откажется, но немедленно постарается исчезнуть из вашего поля зрения. (Ну, конечно, мы потом удивляемся, с чего это он? Даже обижаемся - я ж его не оскорблял, вообще ничего такого не говорил!)

***А вот подобраться через театральные упражнения к развитию эмоций - реально.
У нас в программе курса есть театр. Зачем и для чего можно почитать здесь: http://a-s-t.ru/treasury/theater/main
Среди других упражнений есть упражнения на интонации.
Заключаются они в том, что мы убираем слова, а вместо них произносим слоги: то-та, то-та. Это парные этюды, выливающиеся в небольшую сценку. Задания простые: пожаловаться - пожалеть, оскорбить - обидеться, подарить подарок - обрадоваться, или наоборот, сказать вежливо-холодное спасибо, интонациями показав, что подарок не нравится и сам даритель неприятен.

Реплика в сторону: В это упражнение можно поиграть с кем-нибудь из знакомых. Попробуйте предложить чаю (кофе, пойти гулять - любая нейтральная фраза):
нежно
угрожающе
тепло
холодно
злобно
озабоченно
с любовью
с ненавистью
с восторгом
с отчаянием
устало-безнадежно и т.д., на что хватит вашей фантазии.
Фраза может строиться и более развернуто, например: «не попить ли нам чайку…»
В одиночку, конечно, тоже можно попробовать, но насколько мы себя слышим, и насколько мы с собой честны?
***Когда мы на занятиях делаем это упражнение, о, сколько открытий чудных нас подстерегает! Например, человек, считающий себя мягким и дружелюбным, обнаруживает, что лучше всего у него получаются высокомерные или издевательские интонации, а чтоб доверительно и тепло - ну никак! И пытается, и пробует по разному, по всякому, а группа ему кричит: «Холодно! Брезгливо-высокомерно!»
Осознавать это ох, как неприятно! У меня бывало, что и из группы уходили, столкнувшись, нос к носу с собственной эмоциональной бедностью (это же не на одном театре проявляется, а на всех упражнениях из всех щелей лезет). Рушатся представления о себе, как о человеке душевно и духовно богатом, с этим не все могут смириться…

Слава богу, чаще бывает по-другому - когда человеку важнее быть, вернее, стать, чем казаться. Тогда, если он последовательно и упорно работает в заданном направлении, эмоции начинают развиваться, и появляется выразительность - в лице, в пластике, и, конечно, в голосе!
***Когда сделаем новый сайт, обязательно вывесим там видеозапись упражнения, где двое участников одной из наших групп играют сцену из «Короля Лира». Вместо русских слов - абракадабра (набор не связанных между собой иностранных слов). Одну и ту же сцену играют несколько раз, меняя подоплеку отношений. Интересно, что абракадабра вовсе не вызывает смеха, про нее просто забываешь. Потому что интонации столь красноречивы, что смотришь, как завороженный, не дыша и до слез!

Продолжение следует

Душевное здоровье - это что?

Previous post Next post
Up