Человек вне речи… Человек?

Sep 24, 2013 12:00


«Я пользуюсь языком, чтобы говорить, но когда я пробую произнести речь, слова выскакивают из меня, как им вздумается,
а когда ударяются об атмосферу, иногда получается смысл, а иногда нет».
О. Генри

И вновь пошли письма с вопросами «что делать?» и просьбами поделиться нашими упражнениями. Поймите, мне не жаль! Мне-то как раз выгоднее всего было бы издать «учебник по саморазвитию» - я бы миллионером за раз стала! Только не так все просто. Человек, пробуя новые для него упражнения, может не понимать, он в нужном направлении двигается или в противоположном. Должен быть критерий со стороны, иначе такого можно наразвивать.
Я попробую здесь описать некоторые упражнения, вернее, их теоретическую подоплеку, но, право же, не знаю, насколько это поможет развивать речь и мышление в «домашних условиях».

***Продолжаем тему Единомыслия и как его достичь.

Реплика в сторону для новеньких - это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

***Талейран сказал: «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли». Талейран был давно и в этом он оказался не прав. По сути, происходит обратное: язык разоблачает действительные мысли, как бы тщательно они не скрывались. Мало того,
речь человека отражает его мироощущение, которое включает в себя особенности его мышления, эмоций и логики. Язык запечатлевает стиль мышления!
Существует давно установленная наукой связь между правилами грамматики и правилами логики, которые организуют и упорядочивают речемыслительную деятельность человека (прошу прощения за терминологию, я ею редко балуюсь). Можно даже сказать, что существует своего рода закон: как говорим, так и мыслим. Как мыслим, так и поступаем. Достаточно услышать, что и как говорит (или пишет) человек, и мы многое можем узнать о нем.
У нас, например, набор на группы АртСинтезТерапии осуществляется по телефону, и мне, как профессионалу этого достаточно. Что можно услышать по телефону?
Во-первых, как строиться фраза (Простецки. Путано. Витиевато - вычурно. Многословно. Столь малословно, что слово клещами не вытянешь… и т.д.)
Во-вторых, какую лексику человек использует. Лексика указывает на характер склада мыслей.

Реплика в сторону: Во всех развитых национальных языках существуют разновидности стиля. Есть высокий слог, и есть низкий (жаргон, сленг), есть «канцелярит», есть блатной язык, а еще есть междометия… Честно говоря, когда человек на все подряд реагирует сленговыми словами, типа: «класс», «зашибись», «отстой» - становится жутковато. О чем-то уместно сказать «зашибись», но есть вещи, которые требуют иной лексики, например, «изумительно», «ошеломляюще»… А если этих слов нет в обиходе? Фигово. Хреново. Печально.

***Много лет назад, когда методика АртСинтезТерапия только начиналась, я отметила, что в самом начале нашего курса большинство людей при описании своих чувств используют исключительно шаблонные фразы и банальные образы. Это был грозный признак, что и мышление работает по простому лекалу, и шаг вправо, шаг влево… невозможен! Вот тогда-то и были придуманы упражнения в стихосложении.
Я ни в коем случае не ставила себе целью научить всех писать стихи, это значило бы плодить графоманов. «Превратить в поэта» не может никакая методика или школа. В то же время отсутствие поэтической культуры обедняет речь, делает ее убогой и расхлябанной (напоминаю - а заодно и мышление).

На первых порах мы пытаемся пробудить чувственное восприятие языка. Дело в том, что поэтическая фраза - это особый подбор слов и даже звуков, рождающих образы. То есть сложение стихов, даже любительских, учит строить фразу выразительно и лаконично, а для этого искать слова, пробуя их на «вкус», на «вес».
Открою страшную тайну - поэтическая фраза диктуется не «свыше», она строится собственными усилиями. А это требует не столько вдохновения, сколько навыка. Вот мы этот навык и приобретаем на занятиях. Таким образом, происходит обогащение языка.
И проходит порядочно времени, прежде чем появляется стрем­ление к поиску своих слов - самых точных, самых емких для отражения своих переживаний, мыслей, чувств... Только тогда значения слов, эмоциональная окраска образов при­обретают особый, индивидуальный характер.

Реплика в сторону: Кстати, об учебнике по саморазвитию - на первых порах у нас на занятиях большинство не слышит, где живые строчки в чужом стихе, а где шаблонные. На шаблонные народ прямо-таки оживляется, радуется, «Во - говорят, - хороший стих!»

А параллельно стихосложению у нас идет такой предмет, как драматургия - это мы сами пьесы пишем. Зачем, можно посмотреть здесь: драматургия
А вот здесь - что получается: мелодрамы
И только в самом конце курса начинается риторика. Мы приходим к ней подготовленные и во всеоружии. После стихосложения и драматургии мы владеем различными стилями речи, чувствуем ритмический строй фразы, умеем искать особые сочетания слов, рождающие сочные метафоры и красочные сравнения. Театр и пластика подарили нам свободу на сцене и яркие, выразительные жесты. В общем, все наши упражнения в других искусствах помогают овладеть Царицей искусств - так древние греки называли риторику.
Риторика - это уже гибкость мышления, его масштаб.

О риторике речь впереди, зато пока я писала этот пост, пришло интересно письмо, где меня просят придумать упражнение, «рассчитанное на людей, не занимающихся АСТ, то есть на массовую аудиторию», упражнение, от которого «хуже не будет, а лучше стать может». Придумать - это, пожалуйста, это я с удовольствием.
Итак, все, кто озабочен свом мышлением - начните с развития письменной речи!
Как? Да просто! Сейчас все лазают по сайтам, форумам, живым журналам. Там мелькают разные чужие мысли - умные, глупые, безумные, всякие. Пока вы играете роль наблюдателя за миром, то есть молча читаете, внутренне соглашаясь или не соглашаясь, ничего с вами не происходит. Ничего существенного - вы не умнеете, не глупеете, вы остаетесь «при своих». А если попробовать на интересные мысли реагировать? Реагировать, то есть самому писать. Комментарии. И, что самое сложное - не первое попавшееся, что в голову пришло, не левой ногой, вываливая на людей обломки мыслей и обрывки идей, (называется - поток сознания), а с черновиком, тщательно подбирая слова и держа про себя цель - чего сказать-то хочу?
Не знаю, как где, а в моем журнале очень ценятся комментарии-размышления. Это когда на ту же тему - свои мысли, а если они к тому же хорошим русским языком высказаны - я за подобные комментарии всегда искренне благодарю.

Реплика в сторону: Когда я училась в школе, мне страшно повезло - у нас был замечательный преподаватель русского и литературы. Он, например, давал нам такое задание - за неделю написать 40 сочинений про осень. Сочинение могло быть в один абзац, главное, чтобы там было передано настроение. А еще он очень любил оригинальные метафоры! За штампы, типа «дни стали короче, а ночи длиннее» он немедленно ставил двойку, зато ошибки - орфографические и пунктуационные не учитывал.
В результате, все кто у него учился, великолепно писали! Начиная от ребят, у которых были явные склонности к математике, и не наблюдалось никаких способностей к гуманитарным предметам, и заканчивая злостными двоечниками.
Только сейчас я понимаю, что не писать сочинения мы учились, а думать.

***Речь и мышление развивать долго и сложно. А бывает, что они так и не развиваются. И каким тогда может быть взаимопонимание с людьми, или тем паче Единомыслие, если я сам себя не понимаю? А не понимаю, потому что сформулировать, что хочу - не умею, мысли в слова не облекаются.
Ну, что ж, животные вообще обходятся без речи, одними звуками - рычанием, мычанием, воем, хрюканьем... И ничего, нормально живут! Это утешает. Или нет?

Продолжение следует

Душевное здоровье - это что?

Previous post Next post
Up