Не купишь, не украдешь, не выпросишь...

Jun 03, 2013 00:10

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ

Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

***Итак, мы уже выяснили, что мышление может быть собранным или, наоборот, неряшливым. Может быть живым и гибким, а может быть закосневшим.
Есть такое, всем известное  выражение: «косность ума» - имеется в виду как раз «железобетонное», тугоподвижное мышление. И количество знаний, если  человек не умеет ими оперировать, здесь никого не спасет!

А вся система образования (везде!) на чем стоит? Загрузить мозги и память человека самой разнообразной информацией, чем больше, тем лучше.
И мало кому в голову приходит, что это только первая ступень. На второй ступени надо бы развивать умение связывать полученную информацию между собой, сопоставлять факты, анализировать, взвешивать, делать выводы. А еще есть третья ступень  - развитие способностей присваивать эти знания, переносить на свою Жизнь.
Тогда, возможно, кто-то дойдет и до самой главной, четвертой ступени - у него сформируется, (выкуется, выработается) готовность изменять себя и свою жизнь. Понимаете, не останавливаться ни на каком достигнутом, а двигаться: с годами все  лучше понимать - и себя, и людей, становится умнее,  сложнее, тоньше.

Из-за того, что большинство знакомы только с первой ступенью (набором знаний) появляются вымыслы и домыслы, как «развивать ум».

Например, типичное заблуждение, что если заниматься математикой, то разовьется абстрактное мышление. Оно и правда разовьется - только сугубо математическое, к человеческим отношениям и загадкам бытия никакого касательства не имеющее.
И роль искусства и культуры в жизни человека мы тоже обсуждали в посте «Как добыть цветок папоротника?»
И выяснили, что оттого, что человек где-то что-то прочитал, посмотрел, послушал - это еще не значит, что он это понял (проникся, присвоил, взял на вооружение).
***Что, совсем никто не знает об этих ступенях? Даже не догадываются? Догадываются. Ну и что толку?
Дело в том, что образовательные системы создавались в незапамятные  времена. О внутри психических процессах человека - как работает память, мышление, воля, эмоции - знали мало, посему их просто не учитывали.  А когда в ХХ веке Великая Наука Психология стала активно развиваться, и были получены замечательные данные…никто уже апробированную систему образования перестраивать не стал. Слишком глобальная перестройка бы понадобилась. Неподъемно. Вот и живет человечество по принципу - хочешь умнеть, ищи способы. Не хочешь - ешь что дают. И некоторые люди умнеют - вопреки окружению и системе образования, вопреки обстоятельствам…

Реплика в сторону: долгое время на западе весьма  серьезно занимались измерением интеллектуального коэффициента (англ. IQ - intelligence quotient, читается «ай кью»). Оно базировалось  на определении скорости решения разных задач, плюс сравнивался  уровень интеллекта данного индивидуума и уровень интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Последние годы эти измерения как-то сильно потеряли в доверии, цене и весе.
Оказалось, что деление людей на «средних», «отсталых» и «сверходаренных» по результатам тестирования вовсе не говорит о социальной ценности этих людей. Просто со временем выявился поразительный факт: ни один из имеющих повышенный коэффициент интеллекта (высокий ай кью) не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо, да и вообще не оставил заметного следа в истории своей страны…
Хе, еще наш Пушкин говорил, что нельзя «алгеброй гармонию поверить».
***Итак, в чем  же дело? Какие такие важные данные о мышлении до сих пор почему-то как-то не учитываются?
Открою страшную тайну: у мышления есть удивительная особенность - оно может хорошо работать в определенной сфере и совсем не работать в других.  Трудно себе это представить? Да ладно! Все мы встречали людей, которые, например, вполне успешно решают задачи бытового уровня. (О таких людях говорят, что у них есть «здравый смысл»); или в своей профессиональной деятельности у человека «котелок варит». При этом видишь, что по большому счету жизнь у него - дурацкая (нескладная, несуразная, несчастливая, и т.д. - нужное подчеркнуть).
Каковы симптомы дурацкой жизни? Ох, если можно не буду сейчас подробно - в своей книге «Секретики» я об этом много размышляю.  Могу сказать только, что со стороны это очень хорошо видно - в человеке нет душевного огня. То есть нет проблескивающей (даже сквозь усталость и обстоятельства) глубинной радости от осмысленности и полноценности собственного бытия. Наоборот - потухший взгляд, механическая активность, как у заводной игрушки, и печать - внутреннего одиночества…
О таких людях говорят (и человек о себе может также думать)  - вроде, неглупый, вроде, соображает, а жизнь не складывается.
Не складывается, потому что ее не умеют складывать. Вернее, ее складывают по простым лекалам.

«…Если будешь как следует стараться, у тебя будет все как следует: хорошее образование, качественные еда и лечение, и развлечения. Следуя темной логике высокой кухни, все, кроме самого главного − вкуса жизни.
Получалось, есть вещи, которые не купишь, не достанешь по блату, не украдешь, не отберешь, не выпросишь. Даже не заработаешь привычным способом…» «Секретики» Записки психотерапевта»

Большая удача, если человек, в конце концов, спохватывается, что простые лекала не работают и на него обрушивается то, что называется экзистенциальным кризисом - это когда человек спрашивает себя, что у него удалось в жизни, причем не по параметрам большинства, а по собственным ощущениям. И если у него хватает честности и мужества ответить на эти вопросы, у него еще, возможно, осталось  время, чтобы  поумнеть… А поумнев, что-то изменить.
***В следующий раз поговорим о том, что же это такое - работа мышления в наилучшей «версии» и с точки зрения Душевного Здоровья.

Продолжение следует

Душевное здоровье - это что?

Previous post Next post
Up