Стоит ли искать смысл там, где его нет?

May 23, 2013 13:17

Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что?

*****************************************************************************
Попросили написать продолжение о моей практической работе и с чем я в ней сталкиваюсь. Естественно, разговор пойдет в рамках нашей темы о Душевном Здоровье. А еще о том, что твориться у человека с системой  «мышление-эмоции», если эту систему не развивать специальным образом.

Последние годы почти перестала преподавать фотографам.  Неинтересно мне стало. Лет пять назад я стала замечать, что оснастка у фотографов стала богаче, а понимания сути фотографии все меньше.
Фотография это ведь искусство! А это значит, что фото (если оно не на паспорт и не с места происшествия типа убийства)  должно «быть говорящим»- то есть иметь и идею, и эмоциональный смысл. (В данном случае я говорю о профессионалах).
 Иногда после семинаров фотографический народ мне свои работы показывал. Я каждый раз предупреждала, что может не стоит, я ведь что думаю, то и скажу. Не - говорят, - мы ничего не боимся.
Бывали действительно интересные работы, честно говоря, редко и мало. В основном работы были какие-то … как бы это сказать… случайные… бессмысленные, из-за этого безликие. Я тогда отметила у фотографов интересные оговорки - «вот я тут наснимал, а вы уж найдите в этом какой-нибудь смысл».
Да какой же смысл можно найти, если его туда не закладывали? Как найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет?

Раньше в Академии Классической Фотографии я семинаров вела много. Например, типология характера для фотографов давалась узконаправленно - мы проходили, как в портретной съемке подчеркнуть тот или иной характер цветом, деталями, позой.
Были еще семинары по метафоре в фотографии… Мы на нем развивали абстрактное мышление, отвечающее за «чтение» и понимание символов и метафор.
А еще я преподавала фотографам уникальный материал - по ракурсам и геометрии мизансцены. Это чисто режиссерские знания, нам их передавали их из рук в руки, литературы никакой не было ни тогда, ни сейчас, ну, а в наше время этого вообще уже нигде не проходят…
В конце каждого семинара мы смотрели специальную подборку фотографий разных великих мастеров и разбирали, что хотел сказать автор, используя  тот или иной ракурс.

Я очень люблю великого художника фотографии Анри Картье-Брессона. О, геометрия внутрикадрового пространства! О,  изысканные визуальные метафоры! О, утонченная поэзия художественной формы! В общем, у Картье-Брессона это всегда произведение искусства.
Для него самое интересное на свете были - люди. Люди это вам не цветочки, у каждого человека свой характер есть, и настроение меняется… Кстати, Картье-Брессон постановочных фотографий не делал, он любил «момент поймать» -  мгновение, отражающее душу человека, его характер, даже судьбу.

В общем, тогда же лет пять назад я увидела, что фотографы не улавливают эмоциональный смысл жанровых картин Картье-Брессона. То есть вообще ничего не понимают - про что он снимал, кого, зачем…

Помню, рассматриваем фотографию: на завалинке около простенького деревянного дома, на котором написано «rent»,  сидит пожилая толстая негритянка. Картье-Брессон ее так гениально снял, что ты сразу и про нее, и про ее жизнь очень многое понимаешь. 
Спрашиваю фотографов: что видим на фотографии? Ответ с большой паузой: негритянка. А что о ней сказать можем? Молчание. И встречный вопрос: «А что о ней сказать можно?»
Я начинаю: судя по одежде время 40 годов, глубинка какая-то. Кто знает, что происходило в Америке в это время? Молчат. Продолжаю: это время Великой Американской Депрессии, люди тогда бедно жили. На коленях у нее что? Молчат. Продолжаю: это журнал с комиксами, что, кстати, намекает нам на ее характер. А посмотрите, какая поза у нее расслабленная, абсолютно открытая,  и сама она какая вальяжная, улыбчивая…
А теперь представьте себе, что вы у этой негритянки комнату на несколько дней сняли. Наверное, это будет не богатое жилье, но уютное, с какими-нибудь собственноручно вязаными салфеточками. Думаю, что и готовит она, наверняка, замечательно - из ничего сделает конфетку. По всему видно, что общительная, вечером не иначе как пригласит вас на веранду лимонада попить, и уж конечно, будете вы до утра говорить с ней - немного о бизнесе и хозяйстве, а больше всего о любви…

Фотографы на меня смотрят с громадным удивлением, и спрашивают: «откуда вы это взяли?»  Я говорю: «Картье-Брессон нам все это рассказал, надо только увидеть». Дальше совсем интересные вопросы пошли:  «А про Американскую Депрессию откуда знаете? У вас история Америки - хобби, что ли?» Я говорю: «При чем тут хобби? Это же элементарные знания по истории. А как можно «читать» фотографию, если не понимаешь что за время, что за место, что за человек…» Ну, и дальше в том же духе.

В общем, когда наши семинары для фотографов стали напоминать первый класс средней  школы, где  для развития речи практикуются «рассказы по картинке», я из Академии Классической Фотографии ушла.
***Ну, вот, подводим итоги. Мы немножко поговорили об уровне депутатов, журналистов, психологов, фотографов…Ведь это все люди, которым без развитых фибр души, в выбранной им профессии делать нечего. Оказывается, фигня все это - нормально работают, многие успешны. И никто (и они сами!) ничего не замечают…?!

Недавно услышала от умного человека: «в современном мире резко вырос допустимый уровень дикости». Как же мне понравилась эта фраза!

Продолжение следует

Душевное здоровье - это что?

Previous post Next post
Up