Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что? **********************************************************************
Было бы нечестно говорить о работе мышления и не сказать о «поломках» в этой сфере. А поломки там бывают самые разнообразные! И это намного серьезнее и трагичнее, чем поломка в автомобиле, мобильнике или компьютере. На худой конец вашу технику вы можете поменять, а попробуйте самостоятельно исправить, починить или поменять мышление!
Кстати, попытайтесь человеку с нарушенным мышлением объяснить, что у него… нарушенное мышление...
Нарушения мышления - понятие медицинское, вернее, психиатрическое.
Психиатры обязательно пишут в карте пациента, как он говорит - коротко и по делу, или наоборот, много, витиевато и не по существу.
Первое что можно отметить - при нарушении мышления человек не видит, не чует, не улавливает того смысла, который имеет в виду автор (неважно, это собеседник в разговоре, статья в Интернете, или писатель, чью книгу он читает). Человек смысл всех отдельно взятых слов понимает - а общий смысл написанного или сказанного не понимает. Из-за этого цепляется к отдельной детали и на основе ее строит свои умозаключения.
Примерно как в притче, в которой слепые захотели представить себе, как выглядит слон. Один щупал ногу и пришел к выводу, что слон это колонна. Другой трогал хвост, и решил, что слон - это что-то типа веревки. Третьему попался хобот, и он постановил, что слон это труба, сужающаяся книзу с дыркой на конце… Отличный пример нарушенного мышления - берется маленький кусочек, «фрагмент слона», и на основе его делается глобальный вывод.
Сие явление можно наблюдать в Интернете повсеместно! И у меня в ЖЖ тоже. Пост о роли эмоциональной памяти в жизни человека (
"Что вы помните? Вам это дорого?") вызвал бурю негодования, и даже град оскорблений в мой адрес. Если сегодня, вооруженные знаниями о нарушениях мышления, вы перечитаете комментарии к этому посту, то сможете отметить для себя много любопытного. Обратите внимание, что у моих оппонентов никак не укладывается в голове, что это продолжение большой темы об Эмоциях, которая в свою очередь была кусочком еще большей темы о Душевном Здоровье. Фрагмент слона - forever!
***
Нарушения мышления бывают разных видов и разной степени. Но у всех у них есть общее - всегда отсутствует цель мышления. Мысль как бы не способна дойти до логического конца. Она бежит (бредет, ползет) постоянно отвлекаясь на всякие мелочи, попадающиеся ей на пути, мало того, меняет направление и задачи. Начали с одной мысли, недодумали, ушли в другую сторону. Откуда вышел, куда шел, а, главное, зачем - уже не помнится.
Если через метафору - представьте, что вы утром встали, и выяснили, что у вас к завтраку нет хлеба. Сказали своим домашним, что сбегаете за хлебом и вернетесь. Вышли во двор, тут вам попался знакомый, который уговорил вас пойти с ним в кино. В кинокартине действие происходило в Питере, и тут вы вспомнили, что давно не бывали в Питере. Не досмотрев картину, пошли на вокзал и уехали в Питер, и т.д. Ах, да, своих родственников, ждущих вас к завтраку с хлебушком, вы предупредить забыли…
А теперь вспомним, что речь не о вас и не о Питере, а о мысли, которая ушла из дома и не вернулась.
***
Другой пример, взятый из моего опыта работы в психиатрической больнице.
Вот я даю группе совсем простое упражнение: закрыть глаза. Представить себе цветок. Разглядеть его, увидеть, что вокруг и где он находиться (в вазе, в поле, на поляне, в помойке, на клумбе, и т.д.) Лаконично описать увиденную картинку. Например: белая роза в хрустальной вазе на подоконнике… маленькая голубая незабудка прячется в высокой траве... полу увядшая лилия в мусорном ведре…. полевая ромашка на лугу среди васильков, маков и т.д.
Все в группе с этим упражнением легко справляются, пока мы не доходим до одного молодого человека. Он начинает совсем издали: цветы бывают разные, бывают полевые, бывают садовые…Через 5 минут прерываю его: у нас время ограничено, пожалуйста, короче, к делу! Но он не может к делу, не может короче. И если его не остановить, он вывалит на нас все, что приходит ему в голову о цветах. Его мысли разрастаются, ветвятся во все стороны, иногда столь причудливым образом, что все уже забыли, о чем шла речь.
В психиатрии подобные длинные, абстрактные, оторванные размышления называются резонерством. Подробно о том, какими бывают нарушения мышления (соскальзывание, паралогичность, резонерство, аморфность, и т.д.) можно посмотреть в Интернете.
***
Нарушения мышления могут быть симптомом психической болезни (часто!). Впрочем, не только симптомом и не только болезни. Иногда плохо развитого или вовсе не развитого мышления. Иногда невежества. Иногда это свидетельство манипуляций - грубых или тонких, сознательных или бессознательных.
Например, в семейных баталиях люди часто передергивают смысл слов друг друга. Знакомые всем фразы: «То есть ты хотел сказать…», «Значит, ты имел в виду…» у многих заранее вызывают нервную дрожь - потому что после этого вступления ваши же слова могут переиначить с точностью до наоборот.
Дело в том, что в семейных отношениях (много писала об этом в своей книге «Секретики») часто главная, (конечно, подсознательная) цель вовсе не объясниться, не прийти к общему соглашению, а подавить партнера, чтобы настоять на своем. Ведь у каждого есть свои представления о том, что такое семья, какой она должна быть, и т.д. И многие уверены, что точно знают, как выглядит общее благо! Посему требуют, настаивают, уговаривают, насаждают - чтоб семья жила по их понятиям.
Продолжение следует