Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало
tag: Душевное здоровье - это что? Великая Бехтерева говорила: «Самая важная деятельность мозга - мышление. Его главное Дело - думать!»
Реплика в сторону: обратите внимание - не бизнес, а Дело. С большой буквы.
Итак, мозг человека может принимать и обрабатывать чужие мысли (по научному: выступать в роли акцептора мысли). Это всем знакомо.
И мозг может производить эти самые мысли самостоятельно (быть продуцентом). Это не всем знакомо.
Реплика в сторону: можно ли «самостоятельно производить мысли» о предмете, с которым знаком мало или поверхностно? В посте о невежестве нашлось немало апологетов невежества. Это ведь один из самых распространенных мифов, что человек не особо разбираясь в предмете, может раз… и создать нечто! Стоит только захотеть…
На самом деле, если не ляпать первое попавшееся, что пришло в голову, а действительно попробовать поразмышлять на эту тему, то честный ответ на простой вопрос - «можно ли стать хорошим математиком, не зная арифметики?» - позволит увидеть всю абсурдность убеждения «стоит только захотеть…»
Реплика в сторону и вопрос на засыпку: можно ли вообще «самостоятельно производить мысли», не имея в этом опыта?
***Давайте договоримся, что к понятию «думать» мы не будем относить мысли, пробегающие в голове, типа «надо домой хлебушка купить» или «в выходные поеду гулять». Бытовуха к думанью имеет весьма опосредованное отношение.
О том, что имеется в виду под словом «думать» писала в постах:
Вам интересно жить? О душевном здоровье, кузнице и сокровище. У вас есть - выбор? Много писала в своей книге "Секретики":
«…Вопросы, которые тревожили ее в ту пору, относились скорее к юношескому возрасту. Анне было под сорок, но в свое время она так и не переболела ими. Тогда ее робкие попытки вглядеться в окружающий мир были прерваны на ранних этапах созревания души. Но теперь они встали перед ней во весь рост и смотрели на нее скорбными глазами несостоявшейся судьбы.
Например, что это такое, когда люди близки? Из книг Аня знала, это − когда можно говорить о сокровенном. Но что это такое − сокровенное?..»
В другом месте:
«…Аня перестала ждать, пока в ее жизнь занесет интересных людей. Она выискивала их сама и кидалась завоевывать... …И училась у каждого − думать, чувствовать, видеть, понимать…»
И далее:
«…Другой восхищал ее аналитическим складом ума и поисками тонких, сложных связей в мироустройстве. Вместе они пытались постичь и сформулировать законы жизни. Каждый раз во время этих изысканных философских бесед у Ани возникало ощущение, что они взлетают и парят над миром. В этих полетах Аня научилась видеть мир с космической высоты. И поняла, и приняла его. В нем не было случайного, пустого, простого. В его сложной смеси доброго и злого, пошлого и высокого, в его непредсказуемости была великая тайна. Потому что гармония мира была не человеческая, а Божественная…»
Еще:
«…Если ее что-то волновало, она начинала размышлять вслух, включая в этот процесс близких ей людей. Чтобы подойти к разгадке явления, ей надо было его обдумать с разных сторон. Как она говорила: ощупать, облизать, обнюхать…»
Для Человека Думающего характерно постоянное, так называемое, «передумывание» мысли с разных сторон («ощупать, облизать, обнюхать») - древние греки даже специальное слово для этого состояния выделили: «метанойя».
Реплика в сторону: Стоит заметить, что в Библии это слово переведено как «покаяние», то есть единственный путь к «спасению». Очевидно, имеется в виду покаяние не внешнее («так полагается по ритуалу»), а внутреннее, когда человек путем собственных рассуждений до этих мыслей дошел, дозрел, дорос.
Этот опыт внутренней мыслительной работы, опыт открытия собственных картин миропонимания намного ценнее, чем усвоенные (выученные) истины-аксиомы. Именно в эти моменты мозг учится выступать в роли продуцента. Понятно, что с этим умением не рождаются, этому учатся в течение жизни. Или не учатся.
Запустить процесс мышления без Наблюдательности, Сравнительного анализа и Рефлексии невозможно. Поэтому мы можем сделать печальный вывод: внутренняя потребность размышлять, свойственна далеко не всем людям.
***Много лет назад Институт мозга Бехтеревой пришел к заключению, что гениальность человека определяется не величиной мозга, не его весом (была такая теория), а скоростью химических процессов в мозгу. По словам Бехтеревой у гения «удивительно гибкая, быстрая химия», то есть связи между миллионами клеток идеальны, химические процессы в мозгу идут стремительно, при этом мгновенно просматриваются все ячейки памяти.
Когда эти связи между клетками работает хотя бы чуть быстрее, чем у обычного человека, то мы уже говорим, что это - талант.
Чтобы мозг вот так мог работать, человек должен уметь наблюдать, видеть, впитывать в себя, запоминать и сравнивать, сравнивать…сравнивать! Все это вызывает в организме очень большое напряжение. Не зря мышление считается самым энергозатратным процессом.
А как же покой? Покой вам не светит. Но в чем же тут кайф и фишка??
Как иллюстрацию творческого «думанья» позволила себе привести здесь крошечный отрывок из пьесы, написанной на наших занятиях. (Кто захочет, может почитать у нас на сайте и
другие отрывки наших авторов)
…А тут проект этот. Новую лабораторию построили. Весь цвет туда собрали. Представляешь? Туда даже техничкой не попасть. И наш профессор туда уезжал, и двух человек с курса с собой брал. Такой шанс! Задание на три месяца дали. Как я жил тогда... Как в забытьи. Я же не по земле ходил! Не жрал, ночами не спал - не надо было. Как наркомана трясло перед дозой, я насытиться не мог. Мне сокурсники: «Ты устал, такая нагрузка». Идиоты - от этого не устают! От этого − чем больше ешь, тем больше хочется. Как три месяца пролетело - не помню. Только лучшего времени у меня не было…
Оказывается, кайф есть. Некий высший кайф, возможно, доступный не всем.
***Зато Природа думанья не требует. Она требует подчинения своим законам. Спрятаться от опасности или от перенапряжения, отдыхать как можно чаще… (Потому что главный закон природы: сохранение вида). От природы наш мозг находиться в полудремотном, приторможенном состоянии. Соответственно, химия такого мозга медленная, медленная…
***Иногда мне кажется, что мы всю жизнь стоим перед нелегким выбором - идти по стандартному пути (то есть делать то, что диктует тебе Природа), или за своим Предназначением.
Продолжение следует.