(no subject)

Feb 14, 2023 13:43

В последние годы в разных соцсетях к постам и видео на т.с. культурную украинскую тематику кроме множества комментариев с лозунгом украинских фашистов (слава украини! героям слава!) попадаются и комментарии в духе "вот что коммунисты с украиной сделали!", без уточнения что же такого сделали на территории бывшей УССР коммунисты. Если понимать под этим, что коммунисты на территории бывшей УССР сделали что-то ужасное с украинским языком и культурой, то это наглая ложь. Не удивительно, что эту ложь принимают за правду молодые люди, младше 30 лет, - они просто не жили до 1991 года и знают о том времени только по рассказам взрослых. Понятно, почему высокопоставленные чиновники и политические деятели распространяют эту ложь - это их способ заработать деньги. Но удивительно, почему обычные люди, взрослые, пожившие в УССР, считающие себя украинцами, простые, не находящиеся у властной кормушки, люди не опровергают ложь про свою жизнь. Ведь на самом деле в советское время украинский язык и культуру опекали и развивали как раз коммунисты. Государственная машина работала на поддержание всего украинского. "Українізация - ленінська справа!" А после 1991 года государственная поддержка кончилась, вступили в силу законы рынка, со всеми вытекающими последствиями. Пример. Один из многих.
Панно «Земле моя, всеплодющая мати» (1979), автор Жоголь Людмила Євгенівна



Размер 200×300.
Работа красивая и может служить ярким образцом сучасной украинськой культуры, поэтому о ней есть упоминание в украинской энциклопедии 1979 года.



Автор Жоголь Людмила Євгенівна (23. 05. 1930, Київ- 15. 04. 2015, там само) - художниця декоративного текстилю, мистецтвознавець. Канд. мистецтвознавства (1965). Нар. художник України (1994). Дійс. чл. Укр. академії арх-ри (2000). Премія ім. К. Білокур (2007). Диплом АМСРСР (1978) за художнє вирішення готелю «Київ». Бронз. медаль ВДНГ СРСР (1985). Чл. НСХУ (1960). Навч. у Київ. худож. ін-ті (1948-51; викл. К.Заруба), закін. Львів. ін-т приклад. та декор.мист-ва (1954; викл. М. Бавструк, М. Ліщинер, В.Манастирський).
Працювала від 1957 в Академії арх-ри УРСР (Київ): 1970-82 - зав. відділу оздоблення та обладнання житлових та громадських споруд Київ. зонального НДІ експерим. проектування житлових та громадських споруд. Голова Республіканської комісії з народного і декоративного мист-ва СХУ (1970-80). Від 1954 - учасниця всеукраїнських, всесоюзних, зарубіжних мистецьких виставок. 35 персональних виставок, зокрема у Єревані (1978), Одесі (1980), Києві (1980, 1982, 1988, 1991, 1994-95, 2005, 2010), Львові, Дніпропетровську (обидві- 1983), Баку (1987), Мінську (1988), Афінах (1996), Скоп'є (2000), Москві(2000, 2003, 2005, 2009), Парижі (2007). Одна з основоположниць національної школи гобелена України 2-ї половини 20 ст. У 1970-х рр. здійснила своєрідну революцію в оздобленні громадських інтер'єрів, працюючи в напрямку їх комплексного оформлення декоративними тканинами, гобеленами. Обстоювала традиції класичного гобелена, осн. принципом якого є зображальне начало. Створювала вибивні та жакардові тканини, покривала, верети, ліжники, килими, панно, гобелени. Улюблена тема - буяння української природи. Використовувала типові українські народні мотиви та сполучення кольорових гам у ліжниках, веретах, декоративних тканинах, де особливо відчутний генетичний (хи-хи!) зв'язок із народним мистецтвом. У гобеленах наявна причетність до європейських культурних традицій...
Сама створювала ескіз майбутнього гобелену. Потім робила картон у натуральний розмір майбутнього твору. Твори майстрині виконували вручну на Решетилівській фабриці художніх виробів...

Решетиловская фабрика художественных изделий имени Клары Цеткин (укр. Решетилівська фабрика художніх виробів імені Клари Цеткін) -предприятие лёгкой промышленности в посёлке Решетиловка Решетиловского района Полтавской области.
История. В 1861 году в селе Решетиловка Полтавского уезда Полтавской губернии была создана ткацкая мастерская помещицы Хряпуновой, работники которой помимо изделий хозяйственно-бытового назначения изготавливали украшенные вышивкой художественные изделия[1]. В дальнейшем, во второй половине XIX века Решетиловка становится известна как центр художественного ткачества и вышивки[1][2]. В 1906 году ткацкая мастерская перешла в ведение Полтавского земства[1].
После окончания гражданской войны, в 1921 году на базе ткацкой мастерской была создана артель, отнесённая к категории предприятий местной промышленности и в 1926 году получившая имя Клары Цеткин[1]. В 1929 году на её базе была создана артель «Перемога» из пяти цехов[1]. В 1932 год работники предприятия создали ансамбль песни и пляски (в 1936 году занявший первое место на Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности)[1]. В марте 1937 года в Решетиловке было открыто профессионально-техническое училище (изначально рассчитанное на 76 учеников), готовившее работников швейно-ткацких специальностей и действовавшее во взаимодействии с артелью[1].
После начала Великой Отечественной войны с 22 сентября 1941 года до 23 сентября 1943 года Решетиловка была оккупирована наступающими немецкими войсками, но уже 31 января 1944 года артель возобновила работу и в послевоенное время вновь стала одним из ведущих предприятий[1][2][3][4].
В дальнейшем, предприятие было расширено и механизировано. В 1960 году артель была преобразована в Решетиловскую фабрику художественных изделий имени Клары Цеткин, к 1967 году численность работников фабрики увеличилась до 422 человек. В это время основной продукцией фабрики являлись рубашки, сорочки, блузки, скатерти, вышитые полотенца. Образцы продукции экспонировались в СССР и на международном уровне (в том числе на выставках в Брюсселе, Марселе, Монреале и Дамаске)[1].
После провозглашения независимости Украины в условиях экономического кризиса и распада хозяйственных связей положение предприятия осложнилось. В декабре 1993 года Верховная Рада Украины приняла решение передать фабрику в ведение украинского концерна художественных промыслов «Укрхудожпром», и в январе 1994 года Кабинет министров Украины передал предприятие в состав ОАО «Укрхудожпром»[5] как дочернее предприятие. До 2000 года на фабрике работало свыше 500 человек[6], предприятие производило ковровые изделия (безворсовые ковры с растительным и геометрическим орнаментом), покрытия для скамеек, гобелены, тканые скатерти, салфетки, полотенца, шторы, а также вышитые национальные костюмы и изделия для художественной самодеятельности (вышитые женские, мужские и детские сорочки и рушники). В 2001 году Фонд государственного имущества Украины выставил на продажу оставшиеся в государственной собственности активы «Укрхудожпром» (в том числе, Решетиловскую фабрику художественных изделий).
В 2005 году фабрика остановила производство и была закрыта[6].
Весной 2016 года было принято решение передать не функционирующую фабрику в коммунальную собственность[6].

Після занепаду Решетилівської фабрики художніх виробів імені Клари Цеткін була створена Solomia Решетилівська майстерня художніх промислів, де майстри займаються створенням виробів з елементами вишивки та килимарством.
Майстерня працює з 2004 року і продовжує традиції, засновані в 1905 році Полтавським губернським земством зразково-показової ткацької майстерні, з якою пов’язані досягнення українського декоративного-ужиткового мистецтва. З 2017 року майстерня Solomia є носієм елемента нематеріальної культурної спадщини України.

Такая печальная история. Одна из многих. Пример упадка народных украинских промыслов после обретения территорией УССР полной незалежности и самостийности (незалежность и самостийность так только называются, а на самом деле суть явления сейчас точнее формулируют есовские чиновники и натовские генералы). От основанной в Российской империи фабрики, достигшей максимума развития в советское время, после 1991 года осталась небольшая творча майстерня. Которая вроде бы провозглашает свою родословную с образцово-показательной мастерской Полтавского губернского земства (то есть всё-таки со времени Российской империи, которое сейчас считается русской колонизацией и зросийщенням бедной неньки, в которой непонятно каким образом всё-таки оказались возможны какие-то "досягнення українського декоративно-ужиткового мистецтва"). И вроде бы небольшая мастерская даже пишается досягненнями радянського періоду (майстри «Соломії» продовжують традиції ручного ткацтва українських килимів та модних європейських гобеленів - прикрас музеїв та сучасних будинків). Но с другой стороны в современных условиях нельзя выбиваться из тренда, надо миру показывать, что культура на территории бывшей УССР началась только после 1991 года, а до этого было ужас-ужас-ужас, русская колонизация, угнетение украинцев злыми москалями, зросийщення, holoдомор украинцев клятыми коммуняками, а с 2014 года немотивированное убийство ни в чём ни разу не виноватых розовопониподобных украинцев ужасными донецкими сепарами и террористами, ватой, колорадами, недорезанной руснёй, русскими орками и проч...

UPD Кстати, название гобелена - первые строки вирша Івана Франка
Земле, моя всеплодющая мати,
Сили, що в твоїй живе глибині,
Краплю, щоб в бою сильніше стояти,
Дай і мені!
Дай теплоти, що розширює груди,
Чистить чуття і відновлює кров,
Що до людей безграничную будить
Чисту любов!
Дай і огню, щоб ним слово налити,
Душі стрясать громовую дай власть,
Правді служити, неправду палити
Вічну дай страгть!
Силу рукам дай, щоб пута ламати,
Ясність думкам - в серце кривди влучать,
Дай працювать, працювать, працювати,
В праці сконать!
1880
Иван Франко - тоже жутко угнетённый москалями в Российской империи и запрещённый клятыми коммуняками в советское время литератор, ага.

UPD2 Кстати, про "Энциклопедию Украинской ССР" 70-80х годов прошлого века. Наверняка среди книг, которые украинцы сейчас массово выбрасывают на переработку, показательно швыряют в топку и гребут лопатами как мусор, окажется и это издание "Украинской советской энциклопедии" в 12 томах, и вообще многие другие книги Главной Редакции Украинской Советской Энциклопедии, включая двухтомник "Енциклопедія кібернетики" 1973 года издания (первая в мире и истории человечества энциклопедия по этой теме).

Previous post Next post
Up