Верховный суд Испании в Мадриде своим постановлением от 3-го июня декларировал, что отныне пропаганда идей, связанным с отрицанием холокоста, не может считаться преступлением в Испании. Даже в том случае, если сторонники этой теории прямо оправдывают действия Германии во 2-й мировой войне.
Это решение является завершением печально известного испанского закона в защиту Холокоста №607.2, который был принят в 1996 году под давлением консервативного правительства Хосе Марии Азнара. Данный закон создавал систему, по которой в дальнейшем подвергались давлению те, кто писал исторические статьи с оправданием действий нацистской Германии. Сам Азнар был в свое время активистом правой «фалангистской» лиги за освобождение и принимал участие в деятельности правых студенческих организаций в 1970-х годах.
Постановлением Верховного суда признано, что этот закон нарушал право людей на свободное выражение своей точки зрения, которое гарантировано Испанской Конституцией. Судьи отвергли аргументы защитников холокоста о том, что холокост причинил вред евреям и угрожал самому их существованию. Судьи посчитали, что никакой человек или группа лиц не имеют права обижаться на то, как другие свободно выражают свою точку зрения. Иными словами, Испанский суд признал верховенство права на свободу слова и распространение информации над правами и интересами отдельных индивидуумов и партикулярных групп. Главный судья Адольфо Прего де Оливеро Толивар, подводя итоги процессу и принятому решению, заявил:
«Мы не можем наказывать тех, кто просто распространяет идеологию, независисмо от того к чему эта идеология может привести».
Для того чтобы подчеркнуть, что никакие образцы пропаганды, даже такие, которые могут звучать слишком вызывающе, не являются преступлениями, испанские судьи в качестве примера привели следующие фразы, за которые теперь в Испании не полагается наказание: «Немцы имели все основания сжигать евреев», «Немцы никогда не сжигали евреев», «Черные находятся в самом низу культурной и социальной лестнице человечества».
Все эти утверждения, заявил Прего, являются «неприятными». Но в современном конституционном государстве за них нельзя никого наказывать, потому что в нашем обществе всегда должны быть открыты двери для любых точек зрения. При этом Прего, однако, заметил, что по-прежнему будут считаться преступлениями и преследоваться все призывы к насилию.
©