Книжная полка - "Крестный отец". Марио Пьюзо

Aug 26, 2016 21:23

Не утолив голод по чему-то вроде "Крестного отца", лишился обратиться к "Крестному отцу", оригинальной книге от Марио Пьюзо. Один из известнейших гангстерских романов был написан, по признанию сразу под сценарий, то есть с расчетом на дальнейшую экранизацию. Потому что финансовое положение Пьюзо тогда было близко к банкротству. Иными словами, права на роман были проданы студии ещё до издания и до пришедшей к нему потом популярности.


Крестный отец (The Godfather, 1969)
Забавно, мне казалось, что я уже читал этот роман, но это лишь из-за того, что экранизация вышла весьма "литературной". А я брал роман в библиотеке еще в школе, что ли. Но он там был в связке с "Ареной мракой", а она мне не зашла, и отнес обратно. Но почему-то из-за этого потом казалось, что читал и его, но нет. Итак, несмотря на финансовый расчет, Марио Пьюзо не подошел к делу спустя рукава, а подошел со всем тщанием, в романе есть отсылки на реальные события, тот же Вито Корлеоне взял черты двух известных бандитов, существует миф, что Джонни Фонтейн списан с Фрэнка Синатры, но его биографы это всячески отрицают, а я не столь в теме, чтоб это подтверждать. То, что Марио рос в итальянских кварталах Америки, помогло ему с достоверностью расписать ранние годы жизни его героя после переезда в Америку. Одним из первых в криминальной литературе Пьюзо описал существующую внутри мафиозных кланов иерархию - деление на "солдат", капорежиме, "андербосса", консильери и дона. Но все равно роман не читается как документальная хроника.

В чем проблема романа? Если вы уже видели фильм, вам известно процентов 70 содержания, да что там, роман и фильм заканчиваются на одном и том же практически, а некоторые главы Коппола экранизировал дословно. Поэтому читать порой не скучно, но просто интрига практически отсутсвует. Потому что проблема в том, что фильм воплотил этих героев, с интонациями, жестами, взглядами, ясно, что книга этого не передаст. Но написано свежо, и не банально, придраться к этому нельзя. Поэтому весь интерес для меня сосредоточился на том, чего в фильме не было. Расширен, к примеру, эпизод с поездкой Хагена, продюсер, получивший лошадиный "подарок" в постель, оказывается, "педофильничал", поэтому не столь чудовищной выглядит угроза ему. Сильно расширена в книге история Джонни Фонтейна, в которой достается Голливуду, вернее, его изнанке, вечеринки, где собираются вышедшие в тираж звезды ради утех с молодыми актерами и актрисками, и прочие нелицеприятные нравы, понятно, что показывать подобное в фильме не стали б, да и растянуло бы это хронометраж, но эпизоды, конечно, смачные, хотя Фонтейн - очевидно, не самая интересная линия романа. Расширена и линия любовницы Санни, вы, наверно, и не помните такой по фильму. Самая мякотка - большая глава про прошлое Вито, во второй фильм вошла лучшая часть главы, но осталось за кадром то, как он начал свой бизнес на оливковом масле, как договаривался и угрожал конкурентам, как ставил на ноги свою империю. Это читалось просто шикарно, а в фильме было не очень понятно, как Вито за одно убийство и помощь женщине с собачкой внезапно стал доном.


В целом, роман читается быстро и легко, если б я до этого не видел фильмы, хотя не знаю, как такое могло произойти в принципе, читал бы вообще запоем, это реальный портрет послевоенной Америки. Долго думал во время чтения, какой балл ставить, но главное отличие романа и фильма - это финальный эпизод. Фильм заканчивается Кей и закрывающейся перед ней дверью, оставляя её наедине с обманом. В романе после этого она уходит с детьми от Майкла, но приезжает Хаген поговорить с ней, и после разговора с ним (прочтете, о чем он был) она возвращается, роман заканчивается эпизодом в храме, Кей, как и жена Вито все эти годы, пришла помолиться за мужа. В этом есть какой-то всё-таки хэппи-энд, и какая-то правдивость. Фильм же оставляет нас с бескомпромиссным финалом, что тоже по-своему хорошо. Но за то, что книга оказалась хоть в чем-то лучше своего гениального воплощенияя, получает и высший балл. Если вы хотите сильнее погрузиться в мир "Крестного отца", узнать больше о том же Хагене и прочих персонажах, книга - то, что вам нужно. 10 из 10.

Марио Пьюзо, 10/10, американская литература, книжная полка, 1969

Previous post Next post
Up