Синема - Под солнцем Рима (Sotto il sole di Roma, 1948)

Jun 10, 2016 13:36

В рамках второй тематической кинорулетки, устроенной altereos, которая была посвящена итальянскому неореализму, мне достался фильм "Под солнцем Италии" режиссера Ренато Кастеллани. Это не первый мой опыт общения с этим жанром, как оказалось. Раньше, в рамках другой рулетки я уже обращался к нему. В общем, без лишних предисловий, отзыв на фильм.



Заканчивается вторая мировая война. Юноша Чиро вырастает из своих коротких штанов и готов вступить во взрослую жизнь. Но ему еще сложно отказаться от беззаботных и безответственных солнечных деньков, проведенных с его друзьями, да и слово "любовь" пока ему еще не понятно... В развалинах Колизея он знакомится с ровесником - бродяжкой Пеппе, который вскоре станет ему лучшим другом...



Воу, я в этом году смотрю прям эксклюзив за эксклюзивом. Шутка ли, я восьмой человек на КП, посмотревший этот фильм.
Не буду углубляться в понятие жанра и его истоки, скажу, что "Под солнцем Рима" вполне ему соответствует, он живописует жизнь парня из бедной рабочей семьи, да что там, в то время в столице Италии почти все семьи были таковыми. При бомбардировках сбрасывают сверху не золото. Фильм черно-белый, главные актеры - сплошь непрофессионалы-дебютанты, сюжет сосредоточен на бытовой жизни, вплоть до того, что порой кажется бессюжетным, просто "окно" в чью-то жизнь. Ощущение, что по этому фильму можно написать мини-курсовую по жанру, настолько он кажется идеальным образцом.



Главное, что смущало - это как раз актеры, многие начали здесь свои актерские непродолжительные карьеры, для кого-то это стало единственным фильмом, и это видно. Иногда есть переигрывания, или недоигрыши, дебютантка Лилиана Манчини чаще всего, на мой взгляд, этим грешила. Зато Франческо Голисано (Джеппе) казался наиболее органичным. Что касается главного героя, на 17-летнего он вовсе не тянул, и когда бегал в подстреленных коротких штанах, казался даже смешным. С другой стороны, то были необходимые жанру условности, порой на профессионалов не хватало денег, либо так стремились стать ближе к народу. То есть особо придираться и заострять на этом внимание тоже не вижу смысла, но и не сказать об этом нельзя.



Операторская работа не сказать, чтоб от и до потрясающая, но порой возникают такие кадры, такая вкуснота, что нельзя не заскриншотить на память. Над сценарием трудилось двое, в том числе и режиссер, а доводили до ума в общем пятеро людей, будто каждый работал над своей сценой. Поначалу сюжет кажется просто набором сцен из жизни одного паренька, который вот-вот станет взрослым, но на самом деле, сюжет гораздо глубже, его можно интерпертировать, он многогранный и символичный. Возьмем пару сцен фильма. Вот наш Чиро без разрешения берет новые дорогие туфли, потом друзья увлекают его на речку купаться, где купание опасно и запрещено, и когда налетают милиционеры, герой туфли теряет. Новые покупает ему подруга - соседка по этажу Ирис. Вы скажете, что тут необычного. Я же вижу момент, что женское начало (в лице Ирис) помогает мужскому неуемному началу пройти в новую жизнь, сделать в неё первый шаг, и туфли здесь - считай его новое облачение, новая взрослая одежда, и то, что помогает обрести её девушка, неслучайно. Показателен и следующий эпизод, где Чиро по ошибке принимают за боксера и он выходит на бой со зрелым опытным боксером. И ещё умудряется продержаться против него два раунда. Из первого поединка с мужественностью, 17-летний Чиро выходит опустошенным, избитым, взрослая жизнь снова наносит ощутимые удары. И так можно разобрать почти весь фильм, чего я делать не буду, чтобы оставить и вам что-нибудь. Хотя не думаю, что вы его посмотрите. На русском он озвучен довольно плохо, одноголосый непрофессиональный невнятный бубнеж, фразы порой съедаются, да и успеть за быстрой эмоциональной итальянской речью он просто не в силах.



С другой стороны сюжет фильма можно рассматривать как историю о поколении детей, чья молодость пришлась на военные и первые послевоенные годы, когда обретенная свобода была спутана ими с вседозволенностью, и наплевательским отношением к главному и священному для Италии институту семьи. Автор довольно жестко и морализаторски показывает, какие горькие уроки могут из этого последовать.



Не могу не сказать и о композиторе этого фильма. Это великий Нино Рота, у которого впереди будет еще много музыкальных шедевров. И уже по некоторым мелодиям отсюда, создающим то беспечное ощущение римского жаркого дня, то опустошенную трезвость и принятие ответственности на развалинах старой жизни, виден будущий творческий гений. Хотя не скажу, что все мелодии попадали в цель, вместо напряженности порой создавая обратный эффект, знаете, как в старых сериалах, когда музыка озвучивает эмоции слишком сильно. Но опять же, это мое сугубо личное мнение, либо надобность стать более близкими и понятными народу. Чтоб он понимал, где переживать, где огорчаться.



Фильм, хоть и кажется простым, на самом деле довольно сложный и многослойный, его можно рассматривать как психологически - сталкивание мужского начала с женским, этапы взросления, как философски, история о поколении детей - "цветов, выросших на пепелище", осознающих свою взрослость и связанную с этим ответственность в стране, пережившей войну, так и смотреть как простую житейскую историю, калейдоскоп событий, забавных и трагичных, но так или иначе оставляющих отпечаток на судьбе главного героя и судьбах окражающих его людей. Так что просмотром доволен, еще бы дубляж получше, вообще б цены не было.

В зачет 2016-фильм-челендж - 18. Фильм, снятый до рождения твоих родителей. - 14/52.


Франческо Голисано, Оскар Бландо, трагикомедия, итальянский неореализм, драма, 8/10, синема, Лилиана Манчини, 2016 film challenge, 1948, кино, Ренато Кастеллани

Previous post Next post
Up