Побывал на этой неделе в Хайфе учебный барк мексиканского ВМФ Cuauhtémoc. Стоял в порту и красовался у причала несколько дней, в течение которых экипажу судна устраивали культурную программу по Израилю.
С первого момента, как увидел его, думал, как бы полюбоваться им поближе, желательно с борта самого судна, но не сложилось - во-первых, на территорию порта хрен пройдёшь без лапы внутри, во-вторых, со свободным временем у меня на неделе было туго. Так что осталось только глядеть на фотографии.
Рассматривал я снимки «Куаутемока» и размышлял о том, что корма у корабля уж больно знакомой формы. Полез в Википудию искать про него инфу и быстро обнаружил, что «Куаутемок» - один из четырёх систер-шипов, выстроенных для стран Латинской Америки на испанской верфи в Бильбао с 1967-го по 1982-й год - малозначительная, в общем, информация. А вот следующая строка меня заинтересовала уже намного сильнее - то что выстроены были эти систер-шипы по образцу удачнейшего дизайна немецкой фирмы Блом унд Фосс 1930-х годов, первым и самым известным представителем которого являлся барк «Горх Фок».
Лирическое отступление. Имя «Горх Фок» мне попадается часто - когда я листаю каталоги фирм, прозводящих макеты кораблей (бумажные или онлайновые), то на корабль этот натыкаюсь постоянно. Пожалуй, из клиперов/винджаммеров он уступает по популярности только «Катти Сарк». Так что первой моей мыслью по поводу вопроса, откуда мне так знакомы обводы «Куаутемока», были именно картинки из каталогов с видом парусника. Но забравшись в статью про сам «Горх Фок» на Википедии, обнаружил ещё кучу интереснейших фактов.
Будучи выстроенным как учебное судно для курсантов ВМФ, во время Второй Мировой войны «Горх Фок» по назначению почти не использовался и в апреле 1945-го был затоплен. А вот затем по договору о репарациях он был поднят, отремонтирован и отдан Советскому Союзу, где он получил новое имя «Товарищ». Приписан был «Товарищ» к порту Одессы и служил учебным судном для курсантов Одесского и Херсонского мореходных училищ. Совершил несколько кругосветных путешествий, весьма успешно участвовал в международных регатах и, кроме всего прочего, регулярно снимался в фильмах Одесской киностудии.
Вот оттуда я его и помню! Он играл роль «Дункана» в семисерийном фильме «В поисках капитана Гранта» Говорухина - одном из самых любимых фильмов моего детства. Моё трепетное отношение к фильму - тема отдельного разговора, относительно же корабельной темы добавлю, что «Дункан» оттуда помню очень хорошо, хоть он и был ради фильма переоснащён из барка в гафельную шхуну. И именно «Дункан» всплыл у меня в глубинах памяти при взгляде на снимки «Куаутемока». Изумительно порой складываются судьбы кораблей, и память чудит самыми неожиданными ассоциациями, а уж вместе они способны создать целый мир.
И ещё одна вольная ассоциация на «Куаутемока» - конечно же, невозможно при этом имени не вспомнить роман «Дочь Монтесумы» Райдера Хаггарда - ещё одно напоминание о времени, когда приключенческие романы впервые открывали передо мной на своих страницах удивительные миры.