Темы главы:
- Единый говорит с Моше, открывая ему новые Свои свойства. И заговорил Бог с Моше и сказал ему: Я - Единый. Ранее Я проявлялся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Бог Всесильный (в оригинале Эль Шаддай), но Именем Моим "Единый" Я им не был известен. Но также Я установил Свой договор с ними, даровав им землю Ханаана, страну их проживания, в которой они (до того времени) были жильцами. И также Я услышал стон сынов Израиля, которых порабощает Египет, и вспомнил Свой договор. Поэтому скажи сынам Израиля: Я - Единый,, и выведу вас из-под гнёта Египта, и избавлю вас от работы на них, и спасу вас рукой простёртой и великими деяниями суда.
- Родословная первых трёх родов (колен) Израиля: Реувен, Шимъон, Леви; особо выписана родословная Моше, Аарона и их двоюродного брата Кораха.
- Аарону назначено помогать Моше общаться с фараоном. Единый говорит, что он ожесточит сердце фараона, и тот не послушает их; за это Единый накажет египтян, и исход евреев будет сопровождаться великими знамениями.
- Аарон превращает свой жезл в змея перед лицом фараона. Мудрецы фараона делают то же со своими жезлами, но жезл Аарона проглатывает жезлы египетских магов.
- Семь первых казней, насланных на Египет: Кровь, Лягушки, Вши, "Смесь", Мор (скота), Язвы, Град. Каждый раз фараон укрепляется в своей жестокости и не желает выпускать евреев; во время седьмой казни (Град) он готов их отпустить, но берёт свои слова обратно после прекращения града.
1. Как Тебя зовут?
И заговорил Бог с Моше и сказал ему: Я - Единый. Ранее Я проявлялся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Бог Всесильный, но Именем Моим "Единый" Я им не был известен (6,2-3).
Разве Авраам не знал четырехбуквенного слова, которое переводится "Тот, Кто пребудет вечно" - того имени, которое мы здесь переводим "Единый"? Нет, конечно, он это Имя знал: и сказал (Бог Аврааму): Я - Единый, который вывел тебя из Ура халдейского, чтобы дать тебе эту землю в наследство. И сказал (Авраам в ответ): Господи Единый! Что уверит меня, что я унаследую её? (Берешит 15,7-8 ). О чём же здесь идёт речь? Что вообще такое "Имя Бога"?
Мы знаем, что Бога полностью "узнать" невозможно: узнавание есть функция времени, а Он - вне времени. Но, создавая нас, Единый дал нам возможность действовать словами, оперировать категорией языка: познавать, не узнавая. Мы говорим "война", и даже тот, кто не нюхал пороха и не проливал своей и чужой крови, знает, о чём речь. Мы говорим "любовь", и сразу выделяем то непостижимое, общее свойство, которое объединяет пристрастие Мишки Слонова к пирожным, влечение Ромео Монтекки к Джульетте и стремление Авраама к Богу.
Какие свойства Бога открылись Аврааму? Казалось бы, все: Авраам был настолько духовно продвинут, что ощущал Единого во всех проявлениях обыденного бытия; он разговаривал с Богом и слышал Его ответы; он был недалеко, когда всемогущий гнев Творца покарал Содом и Гоморру; он заключил со Всевышним уникальный союз на все времена... Итак, Бог - Властелин мира; Бог - справедливый судья; Бог - личный Ведущий каждого человека; Бог - создатель проекта "еврейский народ"… И вот Бог говорит, что все эти свойства проявляются в одном Его имени: Эль Шаддай, Бог Всесильный. Неужели есть ещё какое-то свойство Бога, которое должно впервые проявиться на глазах Моше, и оно сокрыто в четырехбуквенном Имени? Свойство, которое "пропустил" Авраам?
Да.
Чтобы понять это свойство, вспомним изречение великого немецкого математика Давида Гильберта (1862-1943): Каждый человек имеет некоторый горизонт взглядов. Когда он сужается и становится бесконечно малым, то превращается в точку. Тогда человек говорит: "Это моя точка зрения".
Нам свойственно воспринимать устоявшиеся правила того небольшого участка мироздания, в котором мы живём, как абсолютные и незыблемые. Но порой Бог являет нам нечто, что лежит совершенно вне нашего опыта, и разворачивает нашу "точку зрения" опять до размеров горизонта.
Снова приведу пример России шестидесятых годов прошлого века. В то время было намного легче представить себе высадку советских евреев на Луне, чем переезд их в Израиль. Границы казались вечными и незыблемыми. И, когда горстка мечтателей-ясновидцев (среди которых был и
мой отец) поверила в невозможное, Бог воплотил это невозможное в жизнь. Последующий исход более чем миллиона евреев - событие не только чудесное, но и лежащее за пределами мыслимого. Это - проявление нового свойства Бога: Он умеет устанавливать и переустанавливать правила мира. Более того, Он согласен помочь нам делать то же самое с нашим собственным личным миром.
Царство фараона, мир, где властвуют соображения политики, экономики и стратегии, кажется его жителям вечным, как некогда СССР. Но в одно мгновение каждый из нас может оказаться в мире, где все эти вещи не имеют значения, где царствует Закон Слова, Закон Буквы. И, пройдя через гору Хорев, мы приобретаем новые свойства, которые помогут нам преобразовать царство фараона по-своему ради тех целей, которые укажет нам Единый.
"В имени Эль Шаддай Бог проявляется как модератор Вселенной, а в Четырёхбуквенном Имени - как программист" (Исраэль Гительман).
Еврейская метафизическая школа учит, что Исход из Египта - не простое путешествие через границу. Еврейский народ пересекает саму структуру пространства-времени, и гора Хорев, у которой с неба спускается Закон - не простая гора, а артефакт, существующий вне обычных временных измерений. Этим объясняются и некоторые хронологические странности, присутствующие в Торе: время начинает течь нелинейно. (Пример: Ханаан в эпоху Моше был подвластен фараону - об этом нам говорят документы, найденные в Эль-Амарне. При этом, когда евреи подошли к границам Ханаана, им уже не угрожали войска фараона: это был уже пройденный этап).
В любой момент - сегодня, завтра - Бог может прорвать границы времени для тех, кто ищут истину за пределами обыденного, для тех, кто верят в Его абсолютную силу и доброту. И мы, оказавшись вновь у горы Хорев, вновь и по-новому услышим Его голос. Так было с пророком Элиягу (Мелахим-Алеф /3-я Книга Царств/, 19,8-18). Не мы ли на очереди сегодня, в это необычное, переломное время на границе дней?
2. К слову об именах
А что же, собственно, значит имя Бога Эль Шаддай? И, если на то пошло, что означает Четырёхбуквенное Имя Бога? Как всегда с именами надмирного значения (а на самом деле - со всеми словами вообще!), вопрос о том, что же такое "правильное значение", далеко неоднозначен.
Четырехбуквенное Имя Бога "Йуд, hей, Вав и еще раз hей" происходит от корня "быть, существовать", и может быть переведено как "Тот, Кто Пребудет" (без указания временных границ). А "Шаддай" происходит от корня Ш-Д-Д "быть могучим, преодолевать", и означает "Всемогущий, Всесильный". Да, слово шод "грабёж" происходит от того же корня - в значении "одолеть, превозмочь". Это значение я бы назвал "основным".
Существует и версия (её приводит Э.Клейн в своем Этимологическом словаре иврита), по которой "Шаддай" означает "питающий всё живое" и связано со словом шад "(материнская) грудь". Иносказательное толкование наших мудрецов - "ше-(д)дай": "Тот, (Который обеспечивает) всё необходимое".
У многих слов есть "раскладка" в аббревиатуру, которую можно считать мнемоническим правилом - или дополнительным толкованием, объясняющим скрытые, каббалистические свойства слова.
Четырёхбуквенное Имя раскладывается в аббревиатуру "Йесод hа-йесодот Ва-амуд hа-хохмот" ("Основа Основ и Столп Всякой Мудрости"): этими словами начинается фундаментальный труд РАМБАМа "Мишне Тора". Такая расшифровка открывает ещё одно из свойств, к которому относится это Имя - в этом смысле она "правильная", "верная", - но она не является "основным" значением его. То же самое можно сказать о расшифровке "Шаддай" как "Шомер Далтот Йисраэль" - "Страж Дверей Израиля". Эта расшифровка, кстати, и является причиной того, что на мезузах (коробочках со священным текстом, укрепляемых на косяках дверей) пишут "Шаддай" или просто букву "Шин".
/К слову: русская буква "Ш" совпадает с "Шин" по очертаниям неслучайно: в греческом языке "ш" отсутствует, и Кирилл с Мефодием заимствовали эту букву для своего славянского алфавита прямо из иврита/.
Традиционная еврейская метафизика рассматривает различные взаимоотношения между Именами Единого и их различными функциями (разные Имена - "описания" различных проявлений Единого в мире), и выводит свойства Имен (как и всех слов иврита!) из свойств букв, их составляющих. Так, Имя "Шаддай" неотделимо от конкретных свойств букв "Шин", "Далет" и "Йуд", и связано с порядком, в котором они появляются в нём. Некоторые моменты проясняются (для каббалиста, конечно: в противном случае надо сказать "запутываются от обилия информации"!) и от подсчёта т.н. гиматрии, численного значения имени (этот метод часто профанируется людьми, к Каббале отношения не имеющими). Гиматрия имени "Эль-Шаддай" - 345 (то же, что и гиматрия имени Моше и гиматрия слова Ха-Шем "Бог, /Святое/ Имя", а также Шило из благословения Яакова своему сыну Йehуде).
Остаётся добавить, что Имя "Шаддай" встречается и в нееврейском источнике - в надписи на стене древнего мидйанского (?) храма в Дейр-Алла (раскопан в 1967 г.), описывающей видения пророка Билъама, сына Беора (он упоминается и в Торе). В этой надписи (она не полностью ясна) имя "Шаддай" стоит во МНОЖЕСТВЕННОМ числе: "шаддайин", и описывает свойства группы богов ("Всесильные"), с которыми якобы общался Билъам. Впрочем, надпись сделана ПОСЛЕ эпохи Билъама и может упрощенно рассказывать о том, что он видел: у нас есть основания предполагать, что сам Билъам был монотеистом...
3. Автор и персонаж
Странную вещь совершает Единый: с одной стороны, Он снова и снова ожесточает сердце фараона, с другой стороны - снова и снова наказывает его за это жестокосердие. Разве так честно?
Посмотрим с другой стороны. От кого мы знаем, что Единый ожесточит сердце фараона? От Моше. Ему это Бог сообщает заранее. А если бы Он просто сказал Моше: "фараон будет жестоким, он будет сопротивляться, а Я его накажу"? Ведь Моше - пророк, это - как бы предсказание будущего! Что ж, в таком случае мы тоже нашли бы, к чему придраться: как же, Господи, свобода выбора, если Ты заранее решил, что фараон будет жестоким?
Единый - Автор той Книги, герои которой - мы с вами, Моше, фараон и все, кого мы можем себе представить. Когда мы думаем, это Он думает за нас (сказано: "создающий вместе мысли их всех" - Псалом 33, стих 15). При этом свобода выбора всё равно остается - ведь каждый из нас и есть та часть мысли Единого, которою Он нас придумал: так царь Давид просит Бога "всегда храни это [чистоту помыслов], когда Ты производишь мысли Своего народа, и настраивай сердце их [евреев] к Тебе" (1-я кн. Диврей ха-Ямим /Паралипоменон/, гл. 29, ст. 18 ).
Разве герои, скажем, "Властелина Колец" Толкина не обладали свободой выбора? Ведь вся эта книга, в большой степени, именно о свободе выбора. Выбор Бильбо, Фродо, Боромира, Галадриэли, Сэма... Голлума.
Как же тогда уладить противоречие, связанное с тем, что где-то в Англии жил писатель Толкин и всё решал за них?
На Страшном Суде Голлум предстанет наравне с нами. Сможет ли он сказать: "я не виноват, это Толкин решал за меня"?
Нет. За себя делал выбор сам Голлум. А Толкин, сочиняя Голлума, был Голлумом, когда он делал выбор. А Единый, Благословен Он, когда сочинял Толкина и Голлума, как бы был и тем, и другим, и безмерно бóльшим.
Можно рассмотреть этот вопрос и с другой стороны. Зная всё в Своем вне-временнóм состоянии, Единый, говоря с человеком-пророком, должен дать шанс и фараону. Он не скажет "фараон поступит так". Он скажет: "я настрою сердце фараона поступить так".
Позвольте, а не одно ли и то же?
Нет.
Как часто в нашем сердце возникают мысли, о которых мы потом сожалеем! Мы говорим, что это "бес попутал" - но до чего же эти мысли свойственны не какому-то бесу, а теневым сторонам нашего собственного характера! Такие мысли - урок, испытание, которому нас подвергает Единый. Пройдя испытание успешно, мы становимся чище, можем перейти на другую ступень нашего развития. Если же мы поддаемся этим мыслям - не Единый (и уж точно не "попутавший бес") повинен в этом, но мы сами.
Ожесточил Господь сердце фараона - и ничего удивительного в этом не было: ведь фараон (без всякого "ожесточения" повелевший прекратить евреем поставку стройматериалов и увеличить норму производства кирпичей) и так был жестоким. Но фараон, рассудив, мог выбрать - идти ли ему вслед за своим жестоким сердцем, или избрать путь милосердия.
Пророк Амос говорит: "ненавидьте зло; любите добро; и выставляйте суд на воротах; тогда, может быть, смилостивится Единый". Что такое "суд на воротах"? Зло и добро присутствуют в нашей душе как два полюса одной магнитной системы. Добрые и злые мысли проникают (из подсознания, из мира идей, из космоса - неважно) в "ворота" нашего сознания, туда, где осуществляется Свобода Выбора. На этих воротах должен стоять "суд": наш внутренний суд, который отбрасывал бы неизбежные злые мысли, а пропускал бы добрые. Этакий вратарь, или демон Максвелла по Стругацким. Ожесточил Единый наше сердце? Много у нас сегодня злых мыслей? Пусть Суд-на-Воротах поработает, пусть не пропустит ни одной из них! Это - проверка на прочность!
В еврейской терминологии воплощение воли Бога, связанное с проверкой творения на прочность, называется "Сатан", Ангел-Прокурор (отсюда и "попутал бес"...). Но во времена Моше, когда светлячок веры в Единого Творца Всего еле теплился среди тысяч языческих культов, Бог не захотел сказать "Сатан по моей просьбе ужесточит сердце фараона": вдруг Моше воспримет Сатана как бога, пусть подвластного Единому? И Бог говорит единственно правильную вещь в этом контексте: "Я ОЖЕСТОЧУ". Не сам фараон, не Ангел-Обвинитель - Я, Бог.
Фараон не выставил "суд на воротах": его внутренний вратарь пропустил злые мысли, и испытание было им провалено. Тем самым открылся путь для другого испытания - великого испытания евреев: перед ними открылся долгий, долгий путь на Землю Обетованную.
4. Семь казней и три казни
На первый взгляд неясно, почему Десять Казней Египетских - наказание, которое мы привыкли воспринимать как единое целое - разделено между двумя главами: 7 первых даются в главе "Ваэра", а 3 последних - в следующей главе "Бо". Но, с другой стороны, вообще неясно, почему Единый наслал на Египет именно такие казни, а не какие-то другие; и почему их именно десять, а не семь или семнадцать. Граница между главами "Ваэра" и "Бо", делящая казни на семь и три, как раз поможет нам разобраться, что к чему.
Для начала давайте уверуем, что египтяне действительно заслужили эти казни. Единый ничего не делает зря, и спасение евреев "великими знамениями" было не простым покровительством племенного бога "своему" племени. Это уникальное событие послужило точкой отсчёта для первой этической системе в истории человечества, основанной на понимании единого начала Вселенной. Освобождение из-под неправедного гнёта рабства должно было впечататься - и впечаталось! - в память поколений. Что же касается пострадавших невинных и нестрадавших виновных - мы верим, что Единый ведёт отсчёт всем страданиям и наградам, всем ошибкам и заслугам всех разумных существ в мире. Кому знать их и управлять ими, как не Единому Началу Всего Сущего, "Создающему вместе мысли их всех"?
Потрясение, которое должно было постигнуть Египет, обязано, таким образом, быть глобальным и простираться по всем уровням мироздания. А уровней этих как раз семь.
Семиуровневое строение бытия впервые в письменном виде встречается в Талмуде (трактат "Хагига", гл. 2), и относится к мудрости Каббалы. От первого уровня - материального, - и до седьмого - уровня прямой связи с Богом - эта семиэтажная структура присутствует в любом сотворённом объекте: в самом мире, в любом обществе и просто в человеческом теле (семь уровневых центров нервно-энергетической системы человека и есть то, что в индийской традиции называется "чакры"). Здесь не место для подробного описания этой системы в целом; отметим лишь, что уровни симметричны относительно четвёртого, центрального: первый уровень - материальный - ближе всего по строению к седьмому, духовному; второй, чувственный, к шестому, структурному; третий, регулирующий, - к пятому, управляющему; четвёртый же уникален - в человеческом организме это уровень сердца.
Рассмотрим первые семь казней, те самые, которые мы встречаем в нынешней главе:
1. Кровь. Безвредное, но неприятное событие, происходящее на поверхности земли (Нил) - соответствует 1-му уровню бытия.
2. Лягушки. Вызывают чувство брезгливости (соответствует 2-му уровню).
3. Вши. Нарушение человеческой жизнедеятельности - соответствует 3-му (регуляция).
4. (Вот с этим подождём!)
5. Мор. Гибель животных - нарушение распорядка жизни: соответствует 5-му уровню (управление).
6. Язвы. Нарушение структуры (внешнего вида человека). Соответствует 6-му уровню.
7. Град. Губительное, но несмертельное событие, идущее с неба - соответствует 7-му уровню.
Присмотревшись, каждый может обнаружить симметрию в этих казнях. Без пары остаётся, как и ожидалось, четвёртая казнь: аров - "смесь". Как только не переводили и не толковали это слово, которое было, очевидно, понятно вышедшим из Египта без объяснений! "Звери, змеи и скорпионы" (РаШИ); "атака различных хищников вместе, например, львов, волков, медведей и леопардов" (Ибн-Эзра); "ночные волки" (РаШБаМ); "пустынные звери" (РаШаР). Метафизическое толкование этого слова - от корня ЪРБ "смешивать" (отсюда эрев "вечер; стадия смешения в Дне Творения" - см. комментарий к главе "Берешит"): смешение, потеря пропорций. Некоторые трактуют аров как "массовые галлюцинации". Так или иначе, четвёртая казнь смещает чувство реальности, и отделяет три сравнительно безобидных казни от трёх действительно губительных. Эта казнь соответствует 4-му уровню бытия - уровню сердца.
После этих семи казней что-то сдвинулось в монолитном сознании фараона, и каждая из трёх последних казней из главы "Бо" - Саранча, Тьма, Поражение Первенцев - сопровождается желанием фараона отпустить евреев... но желанием частичным, неполным. Три последних казни соответствуют уже не семи уровням бытия, а трём первоосновам, на которых стоит мир (их перечисляет р. Шимъон бен Гамлиэль в трактате Авот 1,18): Гармонии (Саранча), Истине (Тьма) и Правосудию (Поражение Первенцев). Заходя за пределы мироздания, десять казней являют собой завершённую систему, из которой рождается свобода для Израиля - и возможность получения Торы, которая должна вести к духовному подъёму всех людей: и бывших рабов, и бывших их хозяев.