Аутсайдеры отечественной рок музыки. Часть вторая

Oct 27, 2017 22:45

Большая часть статьи написана про Дядю Федора. Показательны комментарии.

Originally posted by soullaway at Аутсайдеры отечественной рок музыки. Часть вторая.
1




В комментариях к предыдущей части было озвучено мнение, что перечисляемых исполнителей в этой серии я представляю как неудачников. Меня это зацепило. Честно говоря, вовсе нет. Более того мне любопытны люди разменявшие свою жизнь на творчество, наркотики и алкоголь. При этом для меня тут творчество первично. Неважно нравится мне оно или нет. Любопытно само явление. А еще мне немного грустно от того, что на примерах некоторых личностей я вижу, что жизнь могла бы у них сложиться иначе.

Эту часть я начну с ныне почти забытой группы «Облачный Край». Они же и на заглавной фотографии в Архангельске. Нас тут в первую очередь интересует Сергей Богаев. Вот он на фото.

2



Про саму группу информации не так уж и много в сети. При этом везде упоминается, что играть на гитаре «Урал» так как играл Богаев, обычный человек не может. Я думаю, никакого секрета тут нет. Будучи электриком, Сергей сам паял то, что ему нужно как в гитарах, так и в примочках.

3



Хотя играл Сергей, судя по всему не только на «Урале», вот тут вроде он с какой-то загадочной самодельной гитарой.

4



Пожалуй, одно из главных событий в истории группы случилось в Подольске. Они играли на том знаменитом фестивале. Там же Богаев раздолбал об сцену свою гитару. Для 1987 года ошеломительное событие. Не думаю, что кто-то раньше него ломал инструменты в СССР. Конечно, позже сценический вандализм Курт Кобейн поставит в США на поток. Но там это совсем другая история.

В Подольске «Облачный Край» выступал с вокалистом Олегом Рауткиным. В 90-х он переехал из Архангельска на Украину и чем занимается сегодня, не знаю. Вообще любопытно жив ли он. Судя по интервью 1995 года, трудился в ту пору тренером по волейболу.

5



Это фото с того же фестиваля. Легендарная гитара «Урал», кто хоть раз держал её в руках, никогда не забудет эти прекрасные мгновения и ощущения.

6



С карьерой же у группы не сложилось по совершенно загадочным для меня причинам. Они записали несколько альбомов. У них точно выходил винил на «Мелодии». Помогал группе в записи Андрей Тропилло. Писал он кстати «Облачный Край» в то же самое время, что и «Кино», «Зоопарк», «Телевизор», «Аквариум» и еще кучу других групп. По воспоминаниям очевидцев Богаев отлично справлялся не только с работой в студии, но и с работой на сцене.

Вокал же Рауткина отмечал Александр Градский и даже ставил записи «Края» в эфир одной из своих передач на радио. Это сейчас Градский сидит в богомерзком «Голосе», а в ту пору он занимался совсем иными вещами. Но вот не сложилось у группы стать звездами и всё тут. В 90-х Богаев перебрался в Питер, где и прожил до своей смерти в 2011 году. Опять же по воспоминаниям очевидцев с 90-х Богаев всерьез увлекся алкоголем, хотя несколько альбомов он всё же успел записать. Правда, никакого успеха эти записи уже не имели.

7



На этом снимке Симферополь 1987 года. Второй справа некто Ник Рок-н-ролл. Он же Николай Кунцевич. Человек пёстрой и неоднозначной судьбы. Про него-то и поговорим далее.

8



Родился Николай в Оренбурге в 1960 году. Там же по некоторым сведениям и собрал свою первую группу «Мазохист». Никаких записей от них, судя по всему не сохранилось. В 80-х Ник переехал в Челябинск учиться на режиссера массовых праздников. В итоге недоучившись, перебрался для начала в Крым. Там он собрал коллектив единомышленников. Вроде бы «Второй Эшелон» даже пару раз где-то выступал. При этом никаких фотографий с концертов мне не попадалось.

В книге Нины Барановской посвящённой Кинчеву мелькает информация о каких-то дебошах учиняемых Ником в Симферополе на гастролях «Алисы». Успокаивал его как раз Константин. Судя по всему фотография, с которой я начал заметки о Нике сделана как раз в тот период. Тогда же в 1987 году Ник с Летовым пытались уговорить «Комету» выпустить их на сцену в Подольске. Из этой затеи ничего не вышло и им пришлось довольствоваться ролью зрителей. При этом в Симферополе на Ника завели уголовное дело, которое окончилось лечением в дурдоме. Далее был переезд во Владивосток и гастроли в Хабаровск, Курган, Тюмень.

Фото из Кургана. 1988 год.

9



А это уже Тюмень 1988. Фестиваль леворадикальной музыки. Как я понял, пожить Николай успел и в этом городе.

10



Снова Тюмень. Это уже 1989 год. Ник обнимает Янку Дягилеву.

11



Вот очень милое фото. Ник в галстуке, а бородатый мужчина, не смотрящий в кадр Александр Верешко. Это ударник из «Комитета Охраны Тепла». Еще одной легендарной группы. Возможно, где-то они играли совместный концерт.

12



Как ни странно, но, по-моему, Ник никогда и не собирался вписываться в какие-то коммерческие проекты. Человек всю жизнь осознано пытается оставаться в андеграунде. При этом гастролируя по всей территории СССР. Хотя у него были даже концерты и в Израиле, что удивительно. Где сделано это фото не знаю. Возможно в Киеве в 1991 году.

13



Выступает Ник до сих пор. В отличии от многих панков первой волны он жив и здоров. Живёт где-то с мамой в Тверской области и изредка выбирается на свои собственные концерты. То в Москву, то вот недавно в Симферополь. Еще из примечательных фактов я вычитал, что Ник вместе с Сергеем Гурьевым делали когда-то фестиваль женского вокала в Тюмени под названием «Сирин». Там в своё время много кто выступал. И «Ночные Снайперы», и Юлия Чичерина, и «Рада и Терновник», да много кто. Окончу же я заметку о Нике вот таким снимком. Это он в гостях у Чичериной уже в наше время.

14



Егор Летов успешно умудрился монополизировать словосочетание «Сибирский панк рок». Хотя по факту вовсе не «Г.О.» принесли панк рок из Сибири в столицу. Фактически первой группой игравшей панк на столичной сцене была ныне почти забытая группа «БОМЖ». Играть они начали ориентировочно в 1984 году. Состав часто менялся. Но главной фигурой команды оставался Евгений Соловьев по прозвищу «Джонник».

15



Подробной истории о группе я нигде не смог найти. Практически везде встречается одна и та же скупая информация. Но в каждой статье упоминается выступление в Подольске 87 года. По воспоминаниям очевидцев «БОМЖ» тогда знатно прогремел, правда на широкую известность та гастроль никак не повлияла.

16



Как я понял, в новосибирской группе играли преимущественно математики. Сам Соловьев тоже был вроде как человеком образованным. Уже в 90-х он написал диссертацию, ну и заодно попутно подсел на героин. Защитился ли или нет, не знаю.

17



В Москве же повторно они играли еще один раз точно на фестивале « СыРок-88». Фото оттуда.

18



От группы осталось несколько концертных записей и один альбом. Правда и альбомом-то это сложно назвать. Сыграно там всё криво. Опять же по воспоминаниям очевидцев группа куда убедительнее смотрелась на сцене чем в записи.

19



Выступал «БОМЖ» на концерте памяти Дмитрия Селиванова в 1989 году. Но тут интересный такой факт, что играли они без Соловьева и в новом составе. Почему в 1989 году «Джонник» ушёл из группы я не знаю. Так же как и не знаю, чем группа занимался дальше. Известно лишь, что Соловьёв умер в 2006 году. Занимался ли он музыкой в 90-х неизвестно. Вроде бы писал какой-то роман, но он естественно не издавался, да и, кажется, так и не был дописан. Такая вот история. Что занятно позже некоторые песни «Бомжа» перепевал Сантим из «Банды Четырёх», тоже в общем-то не самая известная группа. О которой я еще обязательно напишу.

Фото же с мемориала Селиванова, где группа играла уже без «Джонника».

20



Паренек слева это Егор Летов образца 1986 года. Справа сидит Евгений Лищенко по прозвищу «Эжен». Как показывает практика стоит лишь чуть-чуть копнуть и начинают выясняться удивительные вещи. В Омске кроме «Г.О.» благополучно существовала как минимум еще одна группа, добившаяся локальной известности под вывеской «Пик энд Клаксон». Хотя правильнее тут рассматривать не группу, а братьев Лищенко. Именно с ними оказался Летов впервые в своей жизни на большой сцене в Новосибирске в 1987 году.

21



Первые несколько песен Летов отыграл на барабанах и лишь последние четыре пробыл у микрофона с гитарой. Собственно вот фото с того мероприятия. Егор весь в чёрном с пока еще короткими волосами. Классический образ появится позже.

22



Запись с того фестиваля в Новосибирске ныне издана. На одном диске сначала идёт единственный альбом «Лечебница» 1986 года, где Летов играл на барабанах у братьев, а бонусом уже само выступление.

Судя по воспоминаниям, в квартире у Лищенко постоянно кто-то тусовался. Кроме Летова там бывала и Янка, и Лукич, и Дмитрий Селиванов. Там же братья и писали свои первые альбомы.

На фото Евгений Лищенко и Янка Дягилева. Евгений умрет от рака легкого в 1990 году, Янка утопится год спустя.

23



Еще одно фото тех времен. В форме стоит вокалист группы «Путти», на земле сидят Летов, Янка, с гитарой вроде бы Евгений Лищенко.

24



После смерти Евгения группа была переименована в «Клаксон Гам» где пел младший брат Олег «Бэб» Лищенко. Опять же по воспоминаниям очевидцев после смерти брата «Бэб» пустился во все тяжкие. Был и алкоголь и наркотики.

25



Группа не выступала на каких-то знаковых фестивалях в двух столицах, но на какое-то время Олег перебирался вроде бы в Питер. Там он толком не сумел зацепиться. В итоге вернулся в Омск.

С моей точки зрения про эту группу никто бы и не узнал, если бы не Егор Летов. Он перепевал несколько песен братьев Лищенко. К примеру «Эй, брат любер» в начале своей карьеры и «Я чувствую себя не в своих штанах» незадолго до собственной смерти.

26



Как и положено олдовым неформалам, для тусовок Омска конца 90-х «Бэб» был своего рода легендой. Всё-таки и с Летовым писался и с Янкой был дружен. Молодежь его поила портвейном. Изредка где-то выступал. Окончилось всё в 2004 году. По одним данным его подругу изнасиловали и убили, а он после этого повесился у себя дома. По другим у него просто остановилось сердце. Очередная история, где алкоголь и наркотики перевесили здравый смысл.

27



На этих снимках сложно опознать человека известного как «Силя». Я бы и сам, честно говоря, не опознал. Однако это Сергей Геннадьевич Селюнин.

28



Родился Сергей в Таллинне в 1958 году. Кстати Селюниных в питерской рокерской тусовке двое. Его родной брат играл на клавишах в группе Задерия « Нате!». С удивлением вычитал эту информацию. Мне-то всегда казалось, что «Силя» в Питере один. Смотрите, какой он был в 1981 году.

29



В некоторых источниках пишут, что первое выступление группы «Выход» состоялось на первом фестивале Ленинградского рок клуба в 1982 году. Однако тот фестиваль был в 1983 году и там «Выход» не числится в списке участников. Судя по всему, зарождающийся рок клуб всё же проводил какие-то концерты и раннее, но они не были столь массовыми как последующие рок фестивали. В том же 1982 году «Силя» с еще несколькими музыкантами записал свой первый альбом «Брат Исайя». Фото как раз того периода.

30



Первоначальный состав команды развалился довольно быстро. Гитарист Андрей Заблудовский ушёл играть в группу «Секрет». Андрей Брук отвечавший за перкуссию умер. В 1984 году к «Выходу» присоединился Александр Давыдов из «Странных Игр», но в том же году скончался и он. В общей сложности, наверное, через группу «Выход» прошло около сотни музыкантов. Составы там менялись регулярно.

31



В итоге к началу 90-х коллектив превратился в полностью акустический. К «Силе» присоединился флейтист Олег Сакмаров известный по работе с Борисом Гребенщиковым, Вячеславом Бутусовым и еще кучей известных музыкантов. И так же в состав вошёл Пётр Акимов. Он играл на виолончели тоже с десятком известных групп. Кстати последний муж Юлии Теуниковой. Удивительно как всё переплетается в истории нашего рока.

Тогда же в начале 90-х был записан, наверное, самый известный альбом «Выхода» - «Не могу кончить». Кстати оформлением альбома занималась Ирина Линник. Роковая женщина в судьбе такого человека как Фёдор Чистяков. Однако не буду забегать вперед.

32



Что кстати интересно в тот же период «Силя» сотрудничал с Фёдором Чистяковым и музыкантами из команды «Время Любить». Результат этой деятельность можно найти в сети под вывеской «Говнорок». Группа же называлась «Чёрные Индюки».

Музыканты вокруг «Сили» менялись. Он записывал новые альбомы, выступал и собственно выступает, по сей день. Жив, здоров и спокойно себе регулярно катается с акустической гитарой, как по нашей стране, так и по Европе. Недавно вон в Австрии и Германии играл. Феноменальный человек конечно. Стоя у самых истоков Ленинградского рок клуба, будучи знакомым, наверное, со всеми одиозными персонажами нашего рока сам «Силя» так и не добился какого-то серьезного успеха. Впрочем, ему это, по-моему, особенно и не нужно. Пребывание в так называемом андеграунде его вроде полностью устраивает. Фото же 1992 года.

33



Человека на фото узнать легко. Немного у нас было рокеров с баяном. Это собственной персоной Фёдор Чистяков в 1987 году.

34



Родился Фёдор в 1967 году в Ленинграде. Подробно переписывать его биографию нет никакого смысла. О Фёдоре много написано и не меньше снято видео. Из недавнего вот отличный фильм, где он и сам рассказывает о себе. Я же выложу несколько хороших фотографий из молодости Чистякова.

Это концерт в Набережных Челнах в 1987 году.

35



Это Зимний стадион. Ленинград. 6-ой фестиваль Ленинградского рок клуба.

36



1989 год. МЭИ. Рядом с Фёдором Сергей Гурьев.

37



Киевский концерт 1988 год.

38



А это самое начало 90-х. Ирландия. Фёдор успел и в Европу съездить.

39



За год до трагических событий.

40



Собственно осенью 1992 года Чистяков перечеркнул взмахом ножа свою карьеру. По какой-то случайности он не убил Ирину Линник и только по этой причине не сел надолго в тюрьму. Просидев около года в «Крестах» Фёдор был отправлен на лечение в психиатрическую больницу. Можно много гадать о причинах побудивших Фёдора напасть на Ирину с ножом, но, по-моему, ответ тут очевиден. Наркотики и алкоголь. В общем-то, в своих воспоминаниях на это указывает и сам Чистяков.

Выйдя из больницы в 1994 году, Фёдор оказался без денег, без группы и без каких-либо перспектив. Какое-то время он вроде даже трудился на заводе. Для вчерашней звезды рок-н-ролла это конечно интересный кульбит биографии. Ведь буквально за 2 года до этого «Ноль» записывал на профессиональной студии свой фактически последний альбом «Полундра!». Им снимали прекрасный клип на песню «Иду, курю», а финансированием всего этого дела занималась контора «МММ». Естественно были и гастроли, и интервью, и показы по центральному телевидению. Теперь же Чистяков был вынужден начинать жизнь с нуля. В итоге он ударился в религию, место алкоголя и наркотиков в его жизни прочно заняла библия и о былой рок-н-рольной славе Чистяков забыл.

Сегодня изредка по радио можно услышать его «Песню о настоящем индейце», нет-нет, да и мелькнет песня «Иду, курю» в исполнении Бориса Моисеева на новогоднем огоньке. Но большие концерты как у «Алисы» или «ДДТ» у Чистякова не бывают. Да и вряд ли ему это нужно. Тем более, совсем недавно он эмигрировал в США.

41



Вот такая вот получилась сегодня часть. Конечно, можно оспорить то, что «Силя» или Чистяков аутсайдеры, но с моей точки зрения они вполне вписываются в этот контекст. Да и должно же быть что-то позитивное, а то выйдет, что все умерли и рок-н-рол закончился. Вам же спасибо за внимание. Ну и конечно пожелания и дополнения только приветствуются. Правда, следующий пост я хочу написать всё же о женщинах.

Федор Чистяков, Ноль

Previous post Next post
Up