Мне слов не хватает, чтоб выразить все эти чу-у-у-у-вства!!!

Feb 22, 2013 02:27


Федор Чистяков записал своего «Сержанта Пеппера»?

Не являясь профессиональным журналистом, музыкальным критиком и прочей авторизованной на написание рецензий номенклатурной единицей, я все же попробую это сделать. Тем более, что Федор сам прислал мне альбом и попросил оценить его работу. Не отягощенный требованиями писать красиво и профессионально, ответственностью перед работодателями, количеством знаков для публикации и т.п., я просто попробую изложить свои впечатления от услышанного.

«Правило игры» - девять треков, продолжительностью от пяти до девяти минут, весь альбом длится почти час. Никаких инструменталов, никаких каверов и ремейков, только свои песни. Всё записано в период с 2009 по 2013.

Альбом сразу, с первых аккордов зацепил меня разнообразием звуков. Второе открытие - все песни очень богато аранжированы, но звук в них не вылизан: Федор не стал заниматься перфекционизмом и создавать идеальное звучание, он просто отсек все лишнее. Отсюда ощущение свободы и свежести, как будто музыканту хотелось сказать очень много и сделать это поскорее, поэтому причесывать каждый звук времени не было. Чувствуешь, что, несмотря на законченность, песни не записывались с помощью двадцати дублей, это и называется профессионализмом.

Открывающая альбом песня «Видеомонтаж» - темповая, очень заводная, и отлично аранжированная. Песня, как я понял, про мир страстей кинематографа, про эмоции людей, занимающихся созданием фильмов. Федору эта тема не чужда, он с 2006 года является профессиональным видеорежиссером, снявшим не один фильм. Благодаря этой песне я узнал огромное количество оригинальных рифм к слову «видеомонтаж».

Вторым номером идет роскошная арт-роковая композиция «День рождения умершего». Это, по моему мнению, самая сильная песня альбома, и несомненная удача Федора, который обещал вернуться в своем творчестве к арт-року. «День рождения умершего» - это хрустальные колокольчики, оркестровое многозвучие, мистический и интригующий сюжет, и яркий финал, в котором Чебурашка и Крокодил Гена под аккомпанемент группы Kraftwerk побеждают «Черного Властелина», и в Багдаде всё становится спокойно. Это просто грандиозно!
«В Багдаде все спокойно» (это второе название песни) и заканчивается грандиозно, как битловская «Hey, Jude», отчего звучит больше 9 минут. Но это сделано очень красиво, и я бы очень хотел, чтобы эту песню обязательно крутили по радио. Особенного упоминания заслуживает неизвестный солист, вступающий с 6:42, он вносит дополнительную красоту и гармонию в эту композицию.

Очень мне понравилась и следующая песня - «Колесико». Ритмичное описание серой ежедневности «офисного планктона» начинается под нервные рифы от INXS («Sucide Blonde», «I need you tonight»), но затем неожиданно сменяется «сиротским» плачем. И так несколько раз: «Чем быстрее бежит белочка, тем сильнее крутится колесико…» Эта борьба продолжается какое-то время, а потом природа-мать берет верх, и в финале все безудержно пляшут безумную «Барыню-Цыганочку», как в фильме «Ширли-мырли». Феерично! Я даже не удивлюсь, что песня не про то колесико, которое крутится, а про то, которое кушают. А потом пляшут барыню-цыганочку. Ну, сами понимаете… И белочка, кстати, тоже бывает разная.

Четвертый трек «Искусство» - очень битловская песня, и по гармонии, и по духу. Великолепная жизнеутверждающая вещь, с очень эффектными и очень знакомыми образами. Приятные для глаз «девушки из офиса», вселенная - скринсейвер на «экране твоего Macbook’а»: все в тему, все с фирменным чистяковским юмором. Браво! Федор, с его же слов, придумал эту песню очень давно, еще во времена «Песни для друга, который любит рок», но образы в ней самые современные, то есть дописывалась она совсем недавно. За музыку, бэк-вокал особое спасибо Алексею Смирнову, своим участием он просто крылья этой песне приделал. Как, впрочем, и всем остальным из этого альбома. Может, это не очень тактично, но Алексей смело может включать этот альбом в свою дискографию, настолько он «кафешный».

Композиция «Мориа» звучит как «RoadHouse Blues» группы Doors, но без клавишей Манзарека. Медитативный, нарочно замедленный ритм создает внутреннее напряжение. Так и кажется, что вот-вот, после паузы, раздастся вопль солиста: «Right now!». В 2010 и 2011 «Чистяков Бэнд» дважды был с концертами на земле обетованной, тогда то, я думаю, эта песня и написалась. А гора Мориа - если кто не знает, это Голгофа, самое святое место для христианского мира. Возвращаясь к песне, мне кажется, что так бы звучала песня группы «Ноль» - «Мухи. 20 лет спустя».

Недобрый «Злой язык» - у него начало, как в песне «Кости и золото» Алексея Романова с великолепного альбома «Семь вещей». Судя по тексту, «Злой язык» посвящается пишущей журналистской братии. Которая с удовольствием обмакнет ядовитые языки перья в чернильницу, чтобы написать какую-нибудь «глубокомысленную» гадость о новом альбоме. Не от того, что он не понравился или не был понятен, а просто, чтобы показать свою оригинальность. Не стоит этого делать, писаки! Перефразирую Сергея Сергеевича Сапожкова из «Хождения по мукам»: «Эта музыка - не «сахарная водица для страдающих половым бессилием» (так сильно вами любимая). Это серьезная музыка для настоящих мужчин. Найдите в себе силы это признать - или захлебнитесь от собственного же яда».

Седьмой трек «Немой» - красивая аквариумоподобная вещь (времен альбома «Равноденствие»), с довольно абстрактным текстом. Эта песня наиболее близка к предыдущим (до «Правила игры») сольным работам Чистякова. Мне показалась немного вторичной.

«Северный блюз», как мне кажется, был задуман очень давно, еще в 80-х, после того, как в составе «Ноля» Федор Чистяков съездил на рок-фестиваль в Архангельск. Тогда перед началом концерта в зал прибыла группа молодых людей из соседнего поселка Соломбалы, приехавшая «бить металлистов», и на глазах у «Ноля» «местные» устроили драку с музыкантами группы «Фронт». В результате «фронтовики» играли все в крови и беззубые, а после выступления оппоненты, вдохновлённые музыкой, пришли мириться. У «Ноля» это, безусловно, отложилось в памяти, поездка «аукнулась» в «Северном буги», а то, что тогда не было допето, Чистяков дописал через много лет, после последнего концерта F4Band в Архангельске.

Я того же возраста, как Федор, и что мне кажется важным, через меня проходила та же музыка в те же временные интервалы. И сейчас это всплывает при прослушивании альбома «Правило игры», я говорю сам себе: «О, узнаю?, узнаю? «брата Колю»!», вот кусочек Фриппа, пара звуков от Вейкмана, клавиши Manfred Man Earth Band, а вот этот фрагмент я слышал у Supertramp, и т.д. и т.п. Все эти кусочки аккуратно сложены в удивительный пазл, все ярко, ароматно и разнообразно, настоящее пиршество для любителей вкусного. «Правило игры» - музыка большей частью добрая, возвышающая. И я отлично понимаю Чистякова, который пригласил для работы над пластинкой «старую гвардию», музыкантов своего возраста и со схожей музыкальной судьбой. Чтобы так сыграть, надо так прожить эту жизнь: «жизнерадостным южанам всю серьезность нашу не понять». Слова песни «Северный блюз» и есть центральный месседж альбома. Я вспоминаю, как на одном фестивале выступала модная на тот момент группа Franz Ferdinand. Собрали свою долю аплодисментов, получили порцию эмоций от беснующихся у сцены поклонников. А закрывала фестиваль группа Cure. Вышли на сцену Роберт Смит сотоварищи, все в черном, с черными гитарами и отыграли свой сет так, что публика просто рты пооткрывала, настолько это было круто. Солист Franz Ferdinandа после этого концерта сказал: «Я понял, насколько нам далеко до Cure».

В принципе, на «Северном блюзе можно было поставить точку, так альбом выглядит вполне законченным. Но не тут то было. Последняя песня называется «Прости дорогая».
Я так и не понял, о чем она, и для меня загадка, что эта песня делает в этом альбоме. Какой-то лютый ретро-шансон, «Белая черемуха» группы «Трудное детство» - дубль два. И текст, и музыка, и надрыв в голосе, последняя фраза вообще закручивает интригу: Дядя Федор - дед, пишет внучке письмо через интернет? Значит, и дети имеются? Есть тележурналисту Малахову тема для очередной передачи, если только НТВшные «Русские сенсации» не перехватят. Но я не буду смотреть эти передачи, и не хочу, чтобы Федор и дальше писал такие песни. Но это мое частное мнение, которое я никому не навязываю...

Как когда то спел классик и основоположник: «Как страшно двигаться дальше…». В 1995 Чистякову хватило силы воли сделать это и все начать сначала. И какая тогда была волна негодования, в том числе и в СМИ, по поводу его новой программы. С тех пор прошло 18 лет, и я не могу найти ни одной слабой, «халтурной» вещи в Чистякове «второго созыва». Это могло быть не всем понятно и интересно, но всегда было достойно и качественно. Да и не должен музыкант нравиться всем, он вообще никому и ничего не должен. Но в последний (2012) год мне стало казаться, что Федор перестал нравиться самому себе. Достаточно вспомнить историю с разбитым баяном во время гастрольного тура по Украине, Федор подробно писал об этом у себя в блоге.

Настоящему творческому человеку, прежде всего, хочется чувствовать себя артистом, творцом, а не просто исполнителем своих (даже очень хороших) песен. Такая история происходила в 1967 году с Beatles. Тогда они отрастили усы и бороды, сменили классические черные костюмы на яркие одежды и записали «Сержанта Пеппера»: совершенно новую, не похожую на ту, что они делали раньше, музыку. Время показало, насколько они были правы.

Второй этап творчества Федора Чистякова закончился записью зебеста «Updated 2012», и он предложил нам свой новый (коротко стриженый) образ, новый звук и новые песни в новом альбоме.
Но вот вопрос, сможет ли «Правило игры» стать его «Сержантом Пеппером»?

Это зависит от нас.
Previous post Next post
Up