Неожиданно интересное интервью Владимира Шкуратова - исторического психолога - почему-то на
сайте Украине Криминальная.
...Скажите, вы могли бы общаться со своими героями? Допустим, побеседовать с первобытным человеком?
Конечно. Если бы я смог привести сюда кроманьонца, помыть его, отучить его размахивать руками, то мы бы и его научились понимать.
Почему он обязательно должен руками размахивать?
Подозреваю, что это было свойственно людям того времени. Понимаете, эволюция освободила руки наших с вами предков от опорной функции. Тело получило новые степени двигательной свободы. И на моторной активности много что держалось. Та же самая магия - телесное действие порождало образы и знаки, оно очерчивало ядро древнейшего психокультурного комплекса, который до сих пор дает основу для массы практик и верований.
Тело было свободнее, чем сейчас. В городской цивилизации тело стеснено массой норм и запретов, прикрыто одеждой, обучено шагать и двигаться по правилам, прикреплено к рычагам машин, инструментов и бытовых приборов, вписано в городской интерьер и тесные квартиры. Согласитесь, что наш спорт или танец - это ведь не совсем инстинктивные движения.
А если не кроманьонец, а, допустим, средневековый рыцарь?
Мы все люди, и средневековому человеку тоже были свойственны способность последовательного мышления, членораздельная речь, воображение, память и так далее. Но и отличий было немало. Современный человек воспринимает мир как текст, он склонен к концептуализации. Это уже расколдованный мир, в котором нет магии. Все-таки мышление изменилось. Я вам только один пример приведу: до Нового времени даже самые грамотные люди не могли читать про себя - только вслух. Вот так сидели и бормотали.
Что касается рыцаря, то диалог с ним вряд ли был бы приятным.
Почему? Все-таки рыцарь - всякие идеалы, принципы…
Во-первых, от него бы, скорее всего, не очень хорошо пахло. И вообще средневековый человек показался бы нам, наверное, маньяком и параноиком, совершающим много странных действий. На него периодически накатывало что-то вроде припадков. Подозреваю, что этот рыцарь мог оказаться существом небезопасным. С ним, конечно, можно было бы поговорить, но не исключено, что после этого он содрал бы с вас кожу, если бы вы показались ему каким-то неправильным.
И о чем стоило бы поговорить с этим рыцарем?
Конечно, в идеале хотелось бы взять у него интервью о его крестоносной идее… Но подозреваю, что крестоносную идею он представлял себе плохо и упрощенно, примерно так: изгнать неверных и освободить из плена Иисуса Христа. При этом он бы, конечно, махал руками и довольно громко кричал...
Читать целиком Все таки мне всегда нравилась психология.