Я сегодня к скрипичному мастеру ходила, пришлось.
Дело в том, что для гастролей зимой мне понадобится что-то вроде паспорта на инструмент и смычок, так называемые «Ситэ документы».
Теоретически их могли у меня потребовать при въезде в Швейцарию в прошлом году, но пронесло.
А теперь вот надо точно сделать.
Проблема в том, в старых смычках и инструментах могут быть использованы слоновая кость, какая-нибудь крокодилья кожа, янтарь, и таможня это не пропустит, запрещено.
Я уже слышала от коллеги-скрипачки детективную историю, как её смычок не пропускали через таможню во Франкфурте, когда она с оркестром улетала на гастроли в Азию, но ей повезло просто невероятно: выяснилось, что у кого-то из оркестра есть знакомая, которая работает в аптеке прямо в аэропорту Франкфурта!
И им удалось её вызвонить и договориться, что они подержат смычок у себя в сейфе на время гастролей.
И у неё забрали смычок, прямо как есть, ну может в газетку завернули, и унесли в аптеку прятать.
Я договорилась с мастерской, которая уполномочена такие бумаги выдавать.
Показала инструмент ( он у меня современный), и выяснилось, что в таком виде его вывозить нельзя, потому что подгрифник у меня похож на палисандровый, а палисандр - нельзя.
Про мой «оркестровый» смычок я даже и спрашивать не стала, у него колодка из рога буйвола, светлая, но вдруг в ней заподозрят слоновую кость, и доказывай потом, что ты не верблюд.
Я на всякий случай позвонила мастеру, который мой инструмент сделал, и спросила, может ли он узнать по фотографии, палисандровый ли у меня подгрифник.
Он сказал, что вообще не в курсе, но предложил мне покрасить мой подгрифник акриловой краской и не париться ( чёрный - из эбенового дерева пока не запретили).
От заманчивой криминальной карьеры я тут же отказалась, зато нашла у себя два запасных подгрифника чёрный деревянный и искусственный какой-то.
На вторым смычке вроде ничего запретного нет, но есть возможность взять напрокат карбоновый, тут уж точно проблем не будет ( на таможне).
Поэтому я сегодня отнесла смычок мастеру, чтобы он мне вставил новый волос, и заодно он мне поменял подгрифник прямо со струнами ( как раз пора было новые поставить). Струны я себе сама меняю обычно, но тут уж так сложилось.
И если уже начнёшь думать: вечером я вспомнила, что на смычке с буйволиной колодкой ещё и кожица из ящерицы!
Второй смычок тоже надо показывать, может и там что-нибудь запретное найдут.
И даже мостик мой я брать с собой не могу, на нём пластина из палисандра ( поэтому их больше не производят).
А ещё я вспомнила свою бурную юность, когда путешествовать с инструментом ( из России) можно было только при наличии паспортов на инструмент и смычки, данных в Музее имени Глинки, и плюс к ним специальное разрешение от Министерства Культуры.
Вот мой палисандровый подгрифник, пусть отдыхает теперь: