Случайно наткнулась на статью автора «Кёльнский лоцман» под названием «Римская портовая дорога - 33 метра лжи», и очень веселилась, читая.
Вот оригинал статьи на немецком:
https://www.koeln-lotse.de/2022/08/14/die-roemische-hafenstrasse-eine-33-meter-lange-luege/ Краткий вольный перевод: в Кёльне, недалеко от Собора, туристам показывают римскую дорогу к Рейну, крупные, беспорядочно уложенные базальтовые камни.
Ходить по ней неудобно, ни людям, ни лошадям (но на стене висит табличка, что на базальте лежало ещё два слоя более мелких камней и она была ровнее - это я от себя). Не на подковах, не на каблуках не подступишься!
На старинных римских дорогах, найденных, например, в развалинах города Помпеи ( или как правильно будет?), камни на похожих дорогах уложены очень аккуратненько друг к другу, и поэтому дороги ровные.
Да, и к тому же дороги этой ни на одной карте римского Кёльна нет!
В чём же дело?
Кёльнская версия римской дороги:
А это Помпеи:
(фотографии из статьи выше)
Разгадка проста: кусок дороги нашли, когда в 1969 копали въезд в подземный гараж ( метрах в шести от её современного местонахождения), и решили её перенести на видное место, как раз рядом с римско-германским музеем.
Камни вынули, аккуратно пронумеровали по порядку и оставили лежать на деревянных подставках.
На следующее утро, выяснилось, что прошедший ночью дождь смыл цифры, которые были нанесены мелом, чтобы не испортить и не повредить камни ( в статье выше есть фотография с пронумерованными камнями).
Но из прагматических соображений улицу-таки ими таки замостили, в произвольном порядке.
А туристы теперь удивляются, вот как у римлян на таких улицах колесницы не ломались…
На «Кёльнского лоцмана» я тут же подписалась, конечно.