Кайзер и золотая лягушка.

Apr 08, 2020 23:00

У многоуважаемой shakko_kitsune вчера был пост про выдуманные портреты императоров Священной Римской Империи, которые с первой половины 19 века украшают Kaisersaal ( Зал Кайзеров) в Römer ( Рёмере) - ратуше во Франкфурте:

https://shakko-kitsune.livejournal.com/1506290.html?view=57536498#t57536498
Мне показалось интересным почитать о предыстории зданий на площади, зала и портретов в нём.
Я несколько раз там была, и даже играла в оркестре в концерте, посвященном торжествам по случаю открытия центра Франкфурта после реконструкции (https://imb-irj.livejournal.com/516782.html )
и гуляла, показывая Франкфурт гостям.
Делюсь найденным на просторах немецкого интернета:

Сама по себе площадь и комплекс старинных зданий ратуши на ней, являются центром города, местом проведения разных празднеств, фестивалей, концертов.









Там не только выбирали и короновали императоров, но и футбольная сборная Германии, например, после участия в чемпионатах Европы и Мира являла народу с балкона своё личико).
В 14 веке ратуша занимала всего два дома: „Haus am Römer“ и „Goldener Schwan“ ( «Золотой Лебедь», который впервые упоминается в хрониках 1322г., но под именем „Goldener Frosch“ - «Золотая Лягушка»так как тогдашнего владельца звали Wigel Frosch, по-немецки «лягушка» ).
«Золотой Лебедь» ( вероятно, начало 20 в.)


Господин Фрош подарил оба здания своей супруге Катарине на случай, если он умрёт раньше её, не оставив наследников. Увы, оно так и случилось, и богатый, бездетный и благочестивый Фрош погиб в 1324 году во время паломничества на пути в Сантьяго-де-Компостелла. Его вдова Гизела Фрош, тоже прожила недолго, и потом оба дома отошли её матери Катерине фон Вонебах, которая „Haus am Römer“ продала.
Знатное и богатое семейство фон Вонебах сначала построило на свои деньги на своих же землях небольшую капеллу Пресвятой Богоматери, а потом овдовевшие друг за другом мать Катарина и дочь Гизела, пойдя против воли других членов семьи, оплатили строительство готической церкви Пресвятой Богоматери и прилегающего к ней монастыря.
Церковь до сих пор стоит:



Оба дома „Zum Römer“ и „Goldener Frosch“ несколько раз переходили из рук в руки и «Лягушка» превратилась в «Лебедя» ( продажная стратегия, не иначе).
На месте старого здания ратуши, сейчас находится круглая башня Собора Св.Варфоломея, кафедрального Собора Франкфурта, в котором есть специальная капелла для выборов немецких императоров.
Ещё в 1329 году кайзер Священной Германской Империи Людвиг Баварский (из семейства Виттельсбах) выдал в Павии представителям городского совета Франкфурта официальное разрешение на переезд ратуши в другое здание.
Но покупка обоих зданий произошла только в 1407 году.
Потому что во Франкфурте случились друг за другом: наводнение, чума, конфликты с соседями-рыцарями и еврейские погромы.
Из дошедших до нас исторических документов известно, что до того, как городской совет приобрёл дом „Haus am Römer“ в нём уже с начала 14 века происходили собрания так называемого „Stubengesellschaft“, мужского клуба, состоящего из патрициев, чиновников высшего звена и богатых торговцев. Существовал ритуал принятия в члены общества, обязательно включающий в себя напитки всем членам за свой счёт, членский взнос ( небольшой), в-основном включающий оплату за отопление, и обязанности, и руководство, на добровольной основе.
Можете себе представить, какие там решались вопросы и готовились сделки и строились планы!
Вас больше не удивляет, почему Франкфурт в 20 веке стал одной из финансовых столиц Европы?
В течение следующих столетий городским советом покупались прилегающие здания, и в начале 19 века в комплекс ратуши уже входило 11 домов, когда-то принадлежавших семьям франкфуртских патрициев и богачей.
В «Золотой Булле», своде законов Священной Римской Империи, принятой в 1356 году в правление Карла IV, Франкфурт был назначен местом встречи для выбора нового императора и местом его коронации, а также устанавливались участники выборов ( епископы и курфюсты), и их ежегодные встречи и полномочия на местах.
До этого кайзеры короновались в Риме (папой), в Аахене, в Майнце, а некоторые даже по два раза, и в Майнце, и в Риме, как например Генрих II из семейства Оттонов (973(978)-1024).
Последним императором, коронованным папой был Карл V ( коронован в 1530 году):


(Портрет первоначально приписывали Тициану).
Традиция выборов и коронации императоров просуществовала до 1806 года.

Деревянная отделка «Зала Кайзеров» была сделана к коронации Карла VI https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Карл_VI_(император_Священной_Римской_империи) и ,вероятно, тогда же были нарисованы в существующих нишах и иллюзорных нишах раскрашенные бюсты пятидесяти императоров.
Рисовал их в 18 веке художник Johann Conrad Unsinger, за 500 гульденов, то есть по 10 гульденов кайзер.
Вот его работы, сохранившиеся в замке Вайльбург ( Weilburg) в Верхней Оранжерее:


Здесь тоже деревянные панели, расписанные под орнамент.
Старинный замок в стиле барокко находится в городе Вайльбург на реке Лан в Гессене (https://www.weilburg-lahn.info/sehwert/schlin7.htm).

Во время банкета в честь коронации Иосифа Второго в 1765 году зал мог выглядеть так:



Картина, находящаяся во дворце Шеннбрунн в Вене написана в 1765 году, и приписывается школе художника Мартина ван Мутенса ( 1695-1765), родившегося в Стокгольме, учившегося у Ван Дейка в Лондоне, изъездившего всю Италию, и бывшего главным придворным живописцем в Вене при дворе Марии Терезии, матери Иосифа.
Но бюстов в нишах не видно.

https://de.m.wikipedia.org/wiki/Datei:Krönungsmahl_Joseph_II.jpg

После развала Империи в 1806 году Зал Кайзеров использовался под библиотеку, часть библиотеки располагалась в зале с начала 19 века, и бюсты в нишах были закрыты шкафами с книгами.
В 1818 году историк Кирхнер успешно попытался привлечь внимание к этой ситуации, и ратовал за строительство нового, отдельного здания библиотеки.
Новое здание библиотеки начали строить в 1825.
И тогда решили отреставрировать зал.
Бюджет определили 2.500 гульденов, но уложились в 1.920. Работы проводились в 1827-1828 годах и реставраторы очень бережно отнеслись к своей работе, задача была: «восстановить старинный зал, без цели создания объекта современного искусства».
Отреставрировали пол, деревянные панели и ламбри (деревянные панели на стенах).
Отреставрировали и раскрашенные бюсты, а также добавили два недостававших:
Kaiser Leopold II. und Franz II. , которые сделал Karl Thelott, а через 10 лет после реставрации у Штеделевского Института Искусста возникла идея заменить бюсты портретами императоров маслом, в полный рост.
И заказ был сделан художникам-назарейцам.
Что неудивительно, так как директор Штеделевского Института Искусств на тот момент, Филипп Фейт, сам был художником-назарейцем.
Вот его автопортрет:


Ещё у Филиппа Фейта была интересная семья, отец-банкир, а мама-писательница Дорис Шлегель и отчим Фридрих Шлегель - философ, писатель, литературный критик и историк искусства, и двоюродный брат - композитор Феликс Мендельсон!
Один из портретов - нарисовал Иоганн Давид Пассаван ( 1787-1861)
сам художник, и позднее директор музея, который активно закупал старинную живопись в Италии, и, например, первый популяризировал в Европе наследие художника Джотто .
Вот его автопортрет:


А это им нарисованный император Генрих II, тоже похож на самого художника, правда?


Деньги на портреты собирали методом краудфандинга - даже австрийский кайзер поучаствовал.
В зале немного увеличили окна, резьбу кое-где позолотили , и опустили потолок, а то старый грозил обвалиться.
В конце 19 века весь комплекс зданий был перестроен по проекту архитекторов Макса Мекеля, Франца фон Ховена и Людвига Неера.
Вот это первоначальный вид проекта Макса Мекеля, до того, как стать архитектором, был ещё и каменщиком и учился в мастерских Кёльнского Собора у главного мастера Собора лично!


А во время Второй Мировой весь центр Франкфурта был разбомблен, и здания ратуши в том числе.
Зал восстановили, но всё гораздо проще, а портреты сохранились, и висят с своих нишах.



Обычно Зал Кайзеров можно осмотреть с понедельника по воскресенье с 10 до 13 или с 14 до 17 часов, если он не занят под официальные мероприятия.

Портрет, Музей, Кёльн, Франкфурт, Императоры, Рёмер, Портреты, Германия

Previous post Next post
Up