Удивительное - рядом.

Nov 29, 2015 01:59

Про всех музыкантов не скажу, конечно.
Но когда с детства регулярно занимаешься на инструменте ( и много), оно как-то входит "в плоть и в кровь".
Ну и при регулярной игре в оркестре, когда себя толком и не слышишь, то надо бы "пёрышки чистить" регулярно.
Я, для себя, знаю, что ещё и голова хорошо в порядок приходит.
Режим такой, получается.
Вот и сегодня пошла позаниматься.

Программы всякой - море. Надо готовиться. И просто хочется поиграть "для себя".
Пришла пораньше в театр, и стою в гардеробе, играю. Голова соображает средне, концентрация тоже так себе...
Но после двадцати минут начинает проясняться.
И тут заходит валторнистка. Мы в ней обычно вежливо здороваемся, но разговоров особых не вели.
И задаёт она мне вопрос: " вот ты играешь двойную ноту, а почему у тебя нижняя звучит громче верхней?"
Я изумилась, если честно.
Но ответила, что во-первых именно в этом месте всегда так, и нижняя нота ( ля малой октавы) резонирует сильнее, потому что на альте есть ля струна, которая тоже колеблется " за компанию". Тем более в таком гулком помещении, как этот гардероб.
- А почему ты тогда занимаешься в этом гулком гардеробе?
- Потому что в нём больше слышны интонационные неточности и гармонические тяготения, ну и резонанс, конечно, увеличивается.
И ещё всяких подробностей узкоспециальных я ей нарассказала.
И получился у нас очень интересный разговор.
Оказывается, что валторна иногда, особенно если строй начинает повышаться от жары и сухости в яме, начинает от резонанса дрожать. И тогда кранты: нужно просто прекращать играть, иначе кикс. Кричит валторна рассерженным петухом, вместо того, чтобы играть нужную ноту.
А звуковысотность они губами делают. Нажимают вентиль, попадают в определённую тональность, губами звуки извлекают обертоновому принципу ( это я ещё из курса инструментоведения помню, что игра на валторне, это логикой никакой не объяснить).
И вес валторны лежит практически одном пальце - мизинце левой руки ( остальные нажимают на вентили).
А правой рукой ( засунутой в раструб) они, оказывается, не только держат валторну, и затыкают ей раструб вместо сурдины, но и корректируют интонацию!!!!!
В зависимости от положения и угла пальцев и ладони в раструбе можно менять высоту звука. И добиваться точной интонации.
А самое интересное, что если валторны сидят слишком близко к литаврам, то колебания воздушного потока от ударов литавр, залетая в раструб валторны под опредённым углом, могут тоже влиять на интонацию...

Вы знали такие тонкости? Я - нет!

А в технике нажатия у нас всё одинаково оказалось.
Теперь у меня появился вопрос к фаготам: валторнистка сказала, что они большим пальцем правой руки "обслуживают" сразу восемь клапанов, бедолаги, надо у них спросить.
В конце мы рассказали другу другу, кто где вырос, и расстались, полные уважения к сложностям исполнения на духовых и струнных инструментах.
Вот посмотрите, как это выглядит:
играет Радек Баборак

image Click to view


https://m.youtube.com/watch?v=QWI8xrbbOQk
Но ещё больше мне нравится вот эта запись:

image Click to view


https://m.youtube.com/watch?v=ojybWTpPTEY

И самое любимое:

image Click to view

Обратите внимание, он немножко киксует ближе к концу соло.

Коллеги, Оркестр, Альт, Валторна, Опера, Альтисты

Previous post Next post
Up